Деньги на вылет

Чтобы найти средства на реконструкцию автодороги в аэропорт «Домодедово», правительство может сделать ее частично платной. Как это осуществить, чиновникам пока непонятно
Водителям может быть предложена платная альтернатива проезда к «Домодедово»/ Максим Стулов/ Ведомости

Если будет найдено техническое или законодательное решение, такой проект был бы интересен инвесторам благодаря высокому трафику, замечает аналитик БКС Игорь Краевский. Ранее «Домодедово» оценивало интенсивность движения на отдельных участках в 97 000 легковых автомобилей в сутки. Правда, российских операторов платных дорог пока совсем немного, замечает Краевский. Платные трассы уже обслуживают структуры «Мостотреста» и УК «Лидер».

Минтрансу и госкомпании «Автодор» поручено разработать вариант эксплуатации федеральной дороги А105 от Москвы до аэропорта «Домодедово» на платной основе, сообщил представитель Минтранса. Такое поручение дано по итогам совещания о развитии Московского авиаузла (МАУ) у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Это не означает, что дорога обязательно станет платной, подчеркивает представитель секретариата Шувалова: нужно проработать различные варианты. Согласно протоколу совещания «Автодору» поручено «представить обоснование» введения платы с учетом наличия бесплатной альтернативы, уточняет человек, знакомый с документом, срок - 30 апреля.

Реконструкция дороги А105 - часть проекта развития МАУ. Это ответвление трассы М4 «Дон» до «Домодедово» протяженностью 20,5 км и шириной в четыре полосы (по две в каждую сторону). С учетом роста пассажиропотока потребуется расширить пропускную способность подъездной дороги. Росавтодор уже оценил затраты: на реконструкцию с увеличением количества полос и строительством новых развязок потребуется 19,7 млрд руб., следует из презентации проекта.

Сейчас в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы» до 2020 г. на дорогу заложено лишь 8,4 млрд руб. Росавтодор предлагает привлечь в проект 8,8 млрд руб. частных инвестиций и 7,6 млрд из фонда национального благосостояния (ФНБ). Это не новая заявка на деньги ФНБ - проект МАУ и так в числе претендентов на средства фонда (см. врез), подчеркивает федеральный чиновник, участвующий в подготовке проекта.

В концепции Росавтодора трасса останется бесплатной, а инвестиции будут возвращаться за счет федерального дорожного фонда. Общая сумма платежей за 14 лет составит 38,7 млрд руб. Проблема в том, что средства ФНБ вряд ли будут вкладываться в бесплатные автодороги - нет эффективного механизма возврата, признает чиновник, участвующий в обсуждении. А возврат денег - обязательное условие финансирования из ФНБ. Поэтому и возникла идея сделать дорогу в «Домодедово» хотя бы частично платной, ведь реконструкция все равно необходима, говорит федеральный чиновник.

Этой идее почти 10 лет: еще Михаил Фрадков на посту премьер-министра в ноябре 2004 г. подписал распоряжение о реконструкции дороги А105 и ее эксплуатации на платной основе. Но в 2010 г. то распоряжение было отменено.

Как именно обеспечить платную эксплуатацию на А105, пока не решено - бесплатной альтернативы нет, поэтому вся дорога платной стать не может, говорит человек, близкий к Минтрансу. Есть вариант с платной полосой, такая схема, к примеру, используется в США на широких трассах в 8-10 полос, рассуждает собеседник «Ведомостей».