«Ходит как тень по банку»

В крупные банки пришли уполномоченные сотрудники ЦБ. Банкиры удивлены числом запрашиваемых документов и ищут способы обсуждать важные вопросы без посторонних
Банкирам видна не вся работа уполномоченных/ Сергей Портер/ Ведомости

В конце прошлого года ЦБ пообещал ввести своих уполномоченных представителей во все крупные банки: с активами свыше 50 млрд руб. или привлеченными вкладами населения более чем на 10 млрд руб. «Мы приняли принципиальное решение, что в течение следующего года во все эти банки будут назначены уполномоченные представители», - заявил тогда зампред ЦБ Михаил Сухов. Речь идет о 162 кредитных организациях в 26 регионах. К середине апреля регулятор назначил представителей уже в 60 банков. Их задача - информировать ЦБ о ситуации в банках на постоянной основе, следовало из слов Сухова.

За чем надзирают. 79,6%

такова доля активов всей банковской системы, приходящаяся на 58 банков, в которые Центробанк уже назначил своих уполномоченных

Несколько банкиров, в чьи банки ЦБ уже назначил уполномоченных, рассказали «Ведомостям», как строится их работа и взаимодействие с сотрудниками банка.

Уполномоченный приходит в банк каждый день, как обычный сотрудник, рассказывают собеседники «Ведомостей»: причем банк обязан предоставить уполномоченному отдельное рабочее место - кабинет, причем защищенный от прослушивания и видеонаблюдения.

«В первый же день он запросил кучу документов, срок предоставления - неделя», - рассказывает один из банкиров. «Ведомости» ознакомились с этим списком. Это копии внутренних документов, регламентирующие принятие решений по сделкам, документы, определяющие полномочия структурных подразделений банка и порядок их взаимодействия между собой, структура органов управления банка и других органов, принимающих решения по кредитам, а также решения по управлению активами и пассивами. Кроме того, уполномоченный запросил планы заседаний правления, кредитных комитетов и протоколы заседаний. Банк должен информировать уполномоченного о ежедневном изменении состава крупных заемщиков и выдаче кредитов, о финансовом состоянии заемщиков, принципалов, эмитентов и должников. Должен банк отчитаться и о размере вознаграждения, выплачиваемого правлению. Из списка следует, что уполномоченного необходимо информировать даже о намерении осуществить сделки.

Уполномоченный может запрашивать, в принципе, любые бумаги, рассказывает другой банкир: «У нас он потребовал тьму документов. Теперь разбирается, кто за что отвечает, кто принимает решения, каков порядок принятия решения».

За взаимодействие с уполномоченным отвечает специальный сотрудник банка. Уполномоченный ходит на все заседания кредитных комитетов, рассказывает первый банкир, но пока никаких замечаний не делал: «Скорее, ходит как тень по банку». Третий банкир говорит, что уполномоченный присутствует и на заседаниях правления, но предложений или пожеланий пока не высказывал: «Представитель регулятора в оперативную деятельность, в принципе, не вмешивается, но держит все на контроле». А вот второй банкир пожаловался на дискомфорт, который доставляет банку уполномоченный: он ходит на все кредитные комитеты, но говорить о выдаче при нем сотрудники опасаются. Чтобы не обсуждать при сотруднике ЦБ важные вопросы, банк придумал собирать рабочие группы, на которых уполномоченный присутствовать по регламенту не должен, рассказывает банкир: «Там и проходят основные обсуждения».

Два других банкира, побеседовавших с «Ведомостями», признались, что не знают, что и как часто уполномоченный сообщает в ЦБ. Третий банкир знает, что уполномоченный в его банке направляет отчеты в ЦБ каждую неделю. Но содержание этих отчетов ему неизвестно.

Задача представителей ЦБ не в том, чтобы проверить всю документацию банков, рассуждает один из банкиров: это физически невозможно, потому что на банк назначают одного-двух человек. Представители нужны для того, чтобы заметить на раннем этапе проблемы в банке, объясняет он: «Если они видят какие-то подозрительные операции, то просят назначить в банк проверку». Конечно, представители могут что-то упустить, но их присутствие дает ЦБ большую уверенность, считает банкир.

Представитель ЦБ не стал комментировать, становилась ли информация от уполномоченных поводом для проверки банков.