ТВ рейтинг: Телеэлекторат Путина не молодеет

Прямая линия с Владимиром Путиным в этом году вызвала больший интерес у российских зрителей, чем в 2013 г. Рост рейтингов связан прежде всего со сложными взаимоотношениями с Украиной и присоединением Крыма. Эти темы последние несколько месяцев находятся в центре внимания телезрителей. И именно им президент посвятил половину из почти четырех часов общения со страной (в прошлом году линия была еще длиннее - 4 часа 47 минут).

На «Первом канале» за прямой линией следили 25,5% всех включивших телевизор (доля аудитории), или 5% от всех жителей России (рейтинг здесь и далее по данным TNS среди зрителей старше 18 лет в городах с населением свыше 100 000 человек). У «России 1» показатели выше: доля - 28,2% и рейтинг - 5,5%. В прошлом году общероссийские цифры у каналов были меньше и совпали: доля в среднем 24,5% при рейтинге 4,7% у каждого. В этом году главный канал ВГТРК впервые смог уверенно обойти «Первый» по рейтингам трансляции прямой линии. При этом среди москвичей Путина смотрели больше на «Первом». Также линию показал канал «Россия 24», но его общероссийские цифры скромнее: доля - 6,5% и рейтинг меньше 1%.

Прямая линия Путина, конечно, уникальный формат для российского телевидения. Он существует с 2001 г. и пользуется у зрителей неизменной популярностью. Динамика смотрения линии очень плотная, доли каналов почти не снижаются даже к концу трансляции (см. график). И это при том, что прямой эфир в последние годы длится четыре-пять часов. По итогам дня президентское телеобщение со страной традиционно становится самой популярной передачей среди всех каналов, обгоняя по доле аудитории даже вечерние сериалы.

И когда линию показывают вместе и «Первый», и «Россия» (так происходило в 2001-2006 гг., а затем в 2013-2014 гг.), аудитории хватает на двоих. В эти дни оба госканала заметно оттягивают на себя зрителей, уводя их от конкурентов. Так, 17 апреля доля «Первого» за сутки составила 19,2%, «России 1» - 16,7%, а НТВ - только 11,8%.

Примечательно, как распределялась аудитория во время показа. Так, в Москве самая высокая доля (30,7%) на «Первом» была в интервале 15.10-15.20. В это время Путин ответил на вопрос о судьбе Сочи этим летом, о том, состоится ли чемпионат мира по футболу в России в 2018 г., и обсудил развитие спорта для детей-инвалидов. У столичной аудитории, смотревшей прямую линию на «России 1», другие приоритеты. Этих зрителей больше волновала как раз ситуация с Украиной и Крымом, а максимальный скачок доли до 29,8% произошел в 13.30-13.40. В это время Путин уговаривал Сергея Лукьяненко продолжить издавать книги на Украине, сообщил о «нелегитимности» нынешней власти в Киеве. Здесь же прозвучало заявление тележурналиста Дмитрия Киселева о том, что Россию «душат» со всех сторон и это кольцо врагов «разрастается как раковая опухоль».

Почти так же разделились интересы зрителей этих двух каналов и в целом по стране. Так, аудиторию «России 1» больше всего волновала все та же ситуация с Украиной. А зрителей на «Первом» - внутрироссийские вопросы, социальные и неполитические темы. Это видно по тому, как доля «России 1» к концу трансляции, последние полчаса, несколько снижалась, а «Первого», напротив, росла.

Еще одно отличие прямой линии у двух госканалов в том, что «Первый» традиционно собирает более молодых зрителей, чем «Россия 1». Но в целом средний возраст зрителей прямой линии в этом году - 60 лет. Это люди пенсионного возраста. Что объяснимо. Путин в своих эфирах обычно много говорит о проблемах ЖКХ и медицины, о пенсиях и жилье для ветеранов. Эти темы, как правило, меньше волнуют молодежь. Кроме того, надо учитывать, что прямая линия каждый раз выходит днем, в рабочее время, когда большая часть активного населения страны находится на предприятиях и в офисах.

Аудитория прямых линий с Путиным старела год от года. В 2001 г. средний возраст ее зрителей на «Первом» составил 57 лет, «России 1» (тогда просто «Россия») - 55 лет, а в 2013 г. - уже 59 лет и 61 год соответственно. В этом году «Первому» удалось чуть омолодить зрителей (средний возраст линии - 57 лет), а вот «Россия 1» осталась с пенсионерами (61 год). Так что телеэлекторат у Путина довольно стабильный, но он не обновляется и не молодеет.