Ямальский газ повезут три пароходства

«Ямал СПГ» выбрал перевозчиков: это будут российский «Совкомфлот», японская Mitsui и канадская Teekay LNG. Они же построят и газовозы - 16 судов за $5 млрд
Газовоз канадской Teekay LNG/ Teekay LNG

Как стало известно «Ведомостям», «Ямал СПГ» сформировал шорт-лист судоходных компаний, которые будут возить сжиженный газ (СПГ) с Южно-Тамбейского месторождения («Ямал СПГ» разрабатывает это месторождение), сообщает человек, близкий к акционерам «Ямала СПГ», и человек, близкий к одному из участников тендера. В список, по их данным, вошли российский «Совкомфлот», японская Mitsui OSK и канадская Teekay LNG. Эти же компании построят и флот для «Ямала СПГ» - 16 судов ледового класса Arc7 (см. инфографику). Общая стоимость контракта с «Ямалом СПГ» на перевозку газа может достичь $5 млрд.

Возможно, все три компании получат право на перевозку СПГ с Южно-Тамбейского месторождения и все три будут строить флот для «Ямала СПГ», говорит человек, близкий к одному из участников тендера. Человек, близкий к акционерам «Ямала СПГ», высказывается определеннее: все три компании будут вовлечены в перевозку СПГ и строительство газовозов.

Контракт на перевозку газа с месторождения должен быть подписан в нынешнем году, надеется человек, близкий к одному из участников тендера. Другой человек, близкий к участнику тендера, знает, что по контракту управлять флотом судоходные компании будут самостоятельно.

В прошлом году «Новатэк», контролирующий акционер «Ямала СПГ», рассматривал идею создать отдельную структуру для управления газовозами, но, видимо, отказался от нее.

Выбирать перевозчика сжиженного газа «Ямал СПГ» начал осенью 2012 г., а в прошлом году компания выбрала верфь, на которой будет построен опытный образец газовоза, - это корейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). На ней же будут строить газовозы и победители тендера, сообщил человек, близкий к одному из участников тендера. В 2013 г. «Ямал СПГ» заплатил DSME 1,9 млрд руб. аванса за резервирование производственных мощностей, на которых будут собраны эти 16 газовозов. DSME выбрана потому, что она партнер российской Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), продолжает человек, близкий к участнику тендера: корейцы поделятся технологиями строительства газовозов с верфью «Звезда» на Дальнем Востоке в бухте Большой Камень.

У всех судоходных компаний, которые вошли в шорт-лист «Ямала СПГ», есть опыт перевозок сжиженного газа: у Mitsui OSK - 18 газовозов, у Teekay LNG - 29 газовозов, у «Совкомфлота» - 9 газовозов. Но только у российского пароходства есть опыт перевозок по Северному морскому пути, но не газа, а других грузов, знает исполнительный директор агентства Portnews Надежда Малышева.

Основной риск проекта «Ямал СПГ» - транспортировка газа по Северному морскому пути, продолжает Малышева, сейчас он судоходен только шесть месяцев в году, а чтобы поставки СПГ с Ямала осуществлялись круглогодично, нужно больше ледоколов. Для круглогодичной навигации по Северному морскому пути Росморпорт планирует к 2016 г. построить три ледокола мощностью 16 МВт и еще один мощностью 25 МВт, а «Атомфлот» - два ледокола мощностью 60 МВт.

Mitsui планировала войти в капитал «Ямала СПГ» вместе с другой японской компанией - Mitsubishi. Они предлагали «Новатэку» купить у него 10% оператора, но вышли из переговоров, об этом стало известно в апреле.

Другая японская компания - JGC вместе с французской Technip Trance в апреле выиграла тендер на проектирование, поставку оборудования, материалов и комплектующих, строительство и ввод в эксплуатацию комплекса по подготовке и сжижению природного газа мощностью 16,5 млн т в год.

Представитель «Совкомфлота» от комментариев отказался.

Представители Mitsui OSK и Teekay LNG на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Связаться с представителем «Новатэка» вчера не удалось.