Далеко не уезжают

«Соллерс» и его партнеры хотят увеличить производство автомобилей во Владивостоке, несмотря на сокращение субсидирования их перевозки в центр страны
Юрий Смитюк/ ИТАР-ТАСС

Совместные предприятия «Соллерса» планируют увеличить в 2014 г. производство автомобилей во Владивостоке (Mazda, SsangYong, Toyota Land Cruiser Prado) на 13% до 77 000 шт., сообщил «Ведомостям» представитель компании. Государство стимулирует производство машин на Дальнем Востоке, субсидируя их перевозку по железной дороге в европейскую часть страны. В 2013 г. из федерального бюджета на эти цели было направлено 4,9 млрд руб. (по данным Минпромторга, было перевезено 64 392 машины), но в 2014 г. выделенная сумма на 40% меньше - 3 млрд руб. (планируется перевезти 40 000 шт.). «Соллерс» не просит увеличить господдержку, сказал представитель компании. «Мы наращиваем продажи автомобилей, выпущенных на Дальнем Востоке, внутри региона, а также в Сибири, куда перевозки не дотируются, - пояснил он. - Плюс растет выпуск Toyota Land Cruiser Prado - на эту модель субсидии не распространяются». Сколько будет выпущено автомобилей каждой марки и какая их часть будет продана на местном рынке - он не раскрыл.

Дальневосточные инвестиции. 20,6

млрд руб. - столько планируют вложить инвесторы в проекты во владивостокской ОЭЗ. Завод Mazda Sollers (проектная мощность - 100 000 автомобилей в год) выделит 15,8 млрд руб., логистический комплекс Pacific Logistic (250 000 контейнеров в год) - 3,7 млрд руб., производители автокомпонентов - 1,1 млрд руб., перечисляет представитель Минэкономразвития. Из федерального бюджета предполагается выделить 6,5 млрд руб., из бюджета Приморского края - 300 млн руб.

Спрос на автомобили на Дальнем Востоке невелик, но с учетом Сибири «Соллерс» и его партнеры по проектам во Владивостоке вполне могут нарастить несубсидируемые продажи на местном рынке, замечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. С ним соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В регионе падает спрос на праворульные машины, которые ранее активно завозились из-за рубежа, поясняет он. По данным «Автостата», в 2013 г. в Сибирском федеральном округе было продано 139 840 легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей иностранных марок (-10,2%), в Дальневосточном федеральном округе - 13 030 шт. (-20,2%). Традиционно в стране лидирует Центральный федеральный округ - 909 920 шт. (-2,9%).

При этом скоро «Соллерс» и его СП на Дальнем Востоке получат дополнительную господдержку, напоминает Беспалов: во Владивостоке планируется создать особую экономическую зону (ОЭЗ) промышленно-производственного типа, что снизит издержки местного автопроизводства за счет льготного налогового режима. Основными резидентами станут СП Mazda Sollers, контейнерный терминал «Соллерса», а также сторонние производители автокомпонентов (см. врез), но с кем из них ведутся переговоры - компания не раскрывает. Участники ОЭЗ получат «общие льготы для резидентов ОЭЗ промышленного типа», сказал представитель «Соллерса». По данным сайта управляющей компании «РосОЭЗ», резиденты промышленных ОЭЗ (включая «Алабугу» в Татарстане, где работает другое СП «Соллерса» - Ford Sollers) работают в режиме свободной таможенной зоны, в первые 10 лет не платят налог на имущество и транспортный налог, в первые пять лет - налог на землю. Ставка налога на прибыль в первые годы (вплоть до семи лет - в случае импортозамещения) для них составляет 2%, затем она поэтапно увеличивается до 15,5%. Управлять ОЭЗ во Владивостоке может «Соллерс». По словам его представителя, решение еще не принято. «Соллерс» сможет стать управляющей компанией, после того как вступит в силу постановление правительства о создании ОЭЗ, пояснил представитель Минэкономразвития. Экономическая зона во Владивостоке может появиться до 27 мая - такое указание федеральным министерствам на днях дал зампред правительства Юрий Трутнев.