Тема недели: Выбор «Системы»

Совет директоров «Системы» не допустил до «выборов» кандидата от «оппозиции», не став регистрировать Роджера Уиллса, кандидата в новый состав совета от миноритариев.

Собственный директор - единственный доступный миноритариям инструмент контроля за тем, насколько эффективно менеджмент распоряжается их инвестициями (во время IPO в 2005 г. АФК получила от них свыше $1,3 млрд). Но совет директоров «Системы» обычно избирается на безальтернативной основе из кандидатов, внесенных основателем АФК Владимиром Евтушенковым (владеет 64,18% ее акций). Ранее миноритарии не предпринимали попыток выставить своего кандидата в совет, и собрание акционеров фактически утверждало предложенный Евтушенковым список. Первая попытка реализовать свои законные права натолкнулась на непонимание.

Вполне вероятно, что юридических претензий к этому решению нет и каких-то документов в самом деле не хватало. Но если бы у совета было желание, он запросил бы эти документы. Источники в совете и в компании честно говорят, что главная причина отсутствия такого желания - опасение, что кандидат не будет соответствовать уровню других членов совета, выпадет из него и совет потеряет в эффективности работы.

В современной России вообще не верят в эффективность выборных коллегиальных органов. Так, Владимир Путин всегда говорил и продолжает утверждать, что в России коалиционное правительство не будет эффективным. А российский парламент еще 11 лет назад виделся его тогдашнему спикеру Борису Грызлову площадкой не для политических баталий, а для «конструктивной, эффективной законодательной деятельности». Примерно тогда же изменился и принцип формирования Совета Федерации - избираемых губернаторов в нем заменили назначенцы. Казалось, эффективность обеих палат должна была увеличиться. Однако чем больше росла их управляемость, тем больше нареканий вызывало качество принимаемых ими законов. Парламент перестал эффективно исполнять свои функции.

«Системе» не стоит рассматривать совет директоров как обычных наемных менеджеров. Ведь если миноритарии поймут, что им не дают участвовать в управлении, спрос на ее акции упадет, как и их цена.