От редакции: Посев вражды

Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас и премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган/ Kayhan Ozer/ AP

На прошедшей неделе прозвучали два громких политических заявления, призванных смягчить вражду между соседними народами. В среду премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган выразил соболезнования потомкам армян, погибших в апреле 1915 г. во время массового истребления армян в Османской империи. Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас в воскресенье первым из палестинских политиков осудил холокост.

Слова политиков адресованы еще и внешним адресатам. Эрдоган намерен смягчить напряженность в отношениях с Европой, Аббас - с Израилем (последний не раз критиковал Аббаса за молчание по вопросу холокоста). Тем не менее оба политика проявили мужество, публично осудили до сих пор распространенные в их обществах умонастроения.

Для Эрдогана, заметим, это не первый подобный шаг. Именно при нынешнем премьере началась публикация работ турецких и иностранных исследователей по истории геноцида армян, даже упоминание которого прежде каралось уголовным преследованием. Можно сказать, что нынешние турецкие власти, признавая преступления прошлого, пытаются подвести черту под историческими обидами между турками и народами, населявшими Османскую империю: армянами, курдами, албанцами и греками.

Разжечь национальную и религиозную нетерпимость между двумя живущими по соседству народами, довести ситуацию до ненависти и массовых убийств можно за считанные годы или даже месяцы. Примирить враждовавшие народы или хотя бы смягчить накопившиеся годами взаимную ненависть и недоверие значительно сложнее: на это уходят десятилетия, иногда - века. Это подтверждают не только заявления палестинского и турецкого лидеров, но и тяжелая история примирения между Россией и Польшей, Германией и Францией и др. Некоторые исторические претензии - между Японией и Китаем - до сих пор не урегулированы и продолжают отравлять двухсторонние отношения.

Тем более трагической выглядит нынешняя ситуация в отношениях между Россией и Украиной. На наших глазах недоверие между двумя близкими народами, заложенное в ходе прежних кризисных событий, превращается во вражду. Российские власти несут за происходящее свою долю ответственности. Можно считать выход из конфронтации слабостью, а можно попробовать осознать, что межнациональная вражда влечет за собой непредсказуемые последствия длиной в десятилетия.