Финансовый спецназ ФБР

ФБР создает «финансовый спецназ» для поиска активов, украденных свергнутыми правителями. Так Вашингтон хочет помочь молодым демократиям

Американские власти намерены помочь молодым демократиям обеспечить себя финансами: найти деньги, которые были украдены и выведены из страны прежними правителями. Для этого сотрудники создаваемого в ФБР «финансового спецназа» отправятся в страны, свергнувшие своих правителей. В новое подразделение войдет примерно 10 агентов и аналитиков, объявил министр юстиции Эрик Хоулдер (его слова по сайту минюста США).

Агенты займутся поиском банковских счетов, недвижимости, предметов роскоши и дорогих автомобилей, приобретенных свергнутыми лидерами. Они также помогут местным властям собирать доказательства для уголовного преследования бывших высокопоставленных чиновников. Успех в значительной степени будет зависеть от готовности новых властей сотрудничать с американскими следователями, обеспечить их безопасность и доступ к документам и потенциальным свидетелям.

«В подобных ситуациях время в буквальном смысле деньги», - говорит Дэвид О'Нил, возглавляющий подразделение уголовных расследований министерства юстиции США: нужно успеть, пока доказательства не уничтожены, активы не пропали, поэтому «нет ничего важнее, чем иметь на местности специалистов в этот момент».

Этот подход уже опробован на Украине. Через несколько дней после того, как Виктор Янукович покинул Киев и потерял власть, США послали в Киев агентов ФБР и федеральных прокуроров. Около 10 из них все еще на Украине: собирают материалы, отслеживают банковские проводки и обучают украинских правоохранителей, рассказывают американские чиновники. Агенты ФБР отследили перевод в США и некоторые другие страны некоторых активов. По словам американских официальных лиц, финансовые документы, которые сторонники оппозиции и журналисты выловили из реки рядом с резиденцией Януковича, существенно помогли агентам в их расследовании.

Изменить подход американцев, которые в прошлом начинали искать деньги диктаторов спустя долгое время после революций, заставили события «арабской весны» в 2011 г. О'Нил полагает, что такая деятельность - в интересах США, ведь коррумпированные чиновники создают условия для совершения других преступлений, включая терроризм.

Правда, помощь новым правительствам может и не оправдать их ожиданий. После свержения Хосни Мубарака в Египте американцы быстро отправили в Каир группу специалистов. «Правительство и общество надеялись, что мы найдем миллиарды», - рассказывает бывший сотрудник госдепартамента, который работал в рамках антикоррупционной программы в Каире. Однако, по его словам, нашли лишь семизначную сумму, и некоторые египетские чиновники обвинили США в укрывательстве найденных активов. «Было недопонимание относительно того, насколько подробная информация нам нужна, чтобы наложить арест на имущество. Ожидания были очень высоки, но они полагали, что мы каким-то образом сами проведем все расследование», - говорит он.

Расследование по горячим следам - зачастую единственный способ успеть захватить активы, говорит Стюарт Гилман, бывший директор глобальной антикоррупционной программы ООН. США - одна из немногих стран, у которых есть технические возможности для отслеживания спрятанных активов, считает он, но в ряде стран подобная деятельность может вызвать подозрения. «Проблема в том, что в последние 10 лет США воспринимают как страну, которая действует грубо и выходит за границы. На участие США смотрят с подозрением, считая, что, помогая новому правительству в зарубежном государстве, мы действуем в собственных интересах», - говорит Гилман.