Суверенные серверы

Вслед за требованиями размещать серверы отечественных интернет-компаний на территории России власти задумались о переносе в страну всей интернет-инфраструктуры

При администрации президента (АП) создана рабочая группа, которая думает над тем, как усилить контроль над российским интернетом, написала вчера газета «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники. Одной из инициатив этой группы может стать запрет на размещение DNS-серверов доменов .ru и .рф за пределами России, сообщает издание. Сотрудник крупной телекоммуникационной компании и чиновник одного из федеральных ведомств подтвердили это «Ведомостям», но не стали вдаваться в детали. Они добавили лишь, что все инициативы группы носят «исключительно секретный характер» и «говорить об этом пока нельзя». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, впрочем, сказал, что не слышал о существовании такой рабочей группы. Не слышали о ней и два человека, близко знакомых с помощником президента Игорем Щеголевым, курирующим в АП вопросы IT.

Интернет работает по протоколу, использующему для связи между компьютерами цифровые адреса (IP-адреса). Система доменных имен (Domain Name System, DNS) позволяет назначить IP-адресу легко запоминаемый псевдоним - доменное имя. Связки доменных имен и IP-адресов как раз и хранятся на DNS-серверах.

Существуют три разных типа DNS-серверов, объясняет директор по информационной политике компании Ru-center Павел Храмцов. Во-первых, так называемые корневые серверы, необходимые для существования всей адресной системы. Их поддерживает IANA (технический оператор, управляемый ICANN - международной организацией, созданной при участии правительства США для регулирования вопросов, связанных с доменными именами). Зеркала «корневых» серверов есть и в России.

Второй тип - это DNS-серверы верхнего уровня, хранящие информацию по конкретной доменной зоне (например, .ru), продолжает Храмцов. Администратором российских национальных доменов (.ru и .рф) является Координационный центр этих доменов (КЦ), а работу их DNS-серверов поддерживает Технический центр интернет (ТЦИ), который работает с КЦ. Сейчас российский сегмент интернета поддерживают 19 DNS-серверов, девять из которых расположены в разных городах России, а остальные - за рубежом, говорит представитель ТЦИ. По его словам, эти серверы являются «зеркалами», т. е. информация на них идентична друг другу. Отсутствие зарубежных «зеркал» не критично для работы российского сегмента интернета, но они позволяют оптимизировать DNS-трафик. Большинство DNS-серверов расположены за пределами РФ в местах большого скопления запросов к российским ресурсам, говорит директор КЦ Андрей Колесников. Таким образом, базы DNS могут обслужить запросы к российским сайтам по кратчайшему пути.

Самый низкий уровень - это DNS-серверы, обслуживающие конкретные домены, заключает Храмцов. Эти серверы чаще всего принадлежат либо регистраторам доменов, либо хостинг-провайдерам (услуга поддержки доменного имени чаще всего предоставляется в комплекте с хостингом сайта). Если в проекте идет речь о том, чтобы информация с иностранных DNS-серверов третьего уровня обязательно дублировалась на российских серверах, то это может быть разумным требованием. Это позволит сохранить работоспособность российских сайтов в отсутствие доступа в иностранный сегмент интернета, объясняет Храмцов, в этой ситуации запросы к DNS-серверам будут проходить внутри страны.

Если же речь идет о полном запрете пользоваться иностранными DNS-серверами, система адресации становится гораздо менее надежной, говорит Храмцов. В этом случае весь российский сегмент интернета может быть легко изолирован извне. Этого опасается и Колесников. Если российские DNS-базы располагаются за рубежом на тех же серверах, что и базы местного домена, другому государству будет сложнее отключить их, объясняет он. Если же все базы будут сосредоточены в России, то другие государства смогут легко отключить своих пользователей от рунета, просто заблокировав доступ к российским DNS-серверам. Если речь идет о запрете размещения DNS-серверов за границей, то это все равно что убрать все военные базы из-за рубежа, заключает Колесников.

С ним соглашается директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. Сегодня в России интернет устойчив, потому что есть много трансграничных каналов, говорит она. Если их останется два-три, то при необходимости Россию будет легко изолировать от международного интернета, говорит Левова. Последствия такой изоляции могут быть не только политическими, ведь интернет - это не только социальные сети и СМИ, но и финансы, торговля и т. д., предупреждает она. Речь идет о возможных потерях в интернетзависимых отраслях, которые сейчас составляют 8,5% ВВП России.

Это уже не первая попытка локализовать интернет-инфраструктуру в России. Дума одобрила в третьем чтении пакет поправок в закон об информации, который заставляет владельцев всех интернет-площадок, предназначенных для общения пользователей друг с другом, полгода хранить их данные на территории России (под угрозой блокировки). А Минкомсвязи вернуло на обсуждение приказ, обязывающий провайдеров хранить весь трафик за последние 12 часов. И то и другое нужно, если перепиской пользователей заинтересуются спецслужбы.