Травма юбилея

Премьера Театра на Таганке - «День Победы» Михаила Дурненкова в постановке Юрия Муравицкого - не про победу, а именно про день
Креативный класс героически трудится над сценарием всенародного праздника/ Е. Чеснокова/ РИА Новости

Спектакль - о современных россиянах, работающих над официальным имиджем войны, который нужно поддерживать каждый год, на 9 мая. Главного героя - 35-летного телевизионного редактора Семена - обследует психолог: «с прошлых майских» Семен медленно сходит с ума.

Год назад некая московская фирма наняла его для сочинения сценария Дня Победы. Несколько недель они с коллегами дискутировали, как лучше продавать праздник. Был, например, такой вопрос: чем живой ветеран лучше цифровой модели? Семена в этом ничего не смущает, но работа дается ему тяжело, в его собственной жизни творится что-то неладное, он плохо спит и в конце концов начинает видеть галлюцинации. «Наказать» героя - шаг довольно предсказуемый. С комфортом войти в этот концертно-праздничный бизнес авторы ему не дали.

Креативщикам из пьесы Дурненкова (их в двух составах играют Дмитрий Высоцкий, Михаил Лукин, Роман Стабуров, Анна Букатина, Александра Басова, Иван Зосин, Никита Лучихин, Теймураз Глонти, Александр Фролов) не откажешь в патриотическом чувстве - они вовсе не кажутся себе циниками и работают, что называется, от души. И более того - убеждены, что продолжают дело победителей, когда торгуют «памятными браслетами» или сочиняют танец на батальную тему. Патетика праздника плавно переходит в пафосные речи о корпоративных ценностях, люди в этом бизнесе ощущают себя практически фронтовиками, и слова «наша победа» они относят не к 1945 году, а к успеху собственного мероприятия. Сама стилистика постановки Юрия Муравицкого простодушно соединяет приемы современной корпоративной комедии (актерская игра с антрепризно-сериальным нажимом, типажность персонажей) и фирменную эстетику Таганки (в оформлении художника Ирины Кориной сцена «раздета» до голых стен, как в знаменитых любимовских спектаклях, а посередине выстроен прозрачный павильон-офис). Патриотическая риторика неминуемо обращается в гротеск: начальник Семена гордо демонстрирует своим коллегам «антенну» - родинку, которая растет у него из спины и принимает сигналы Родины-матери.

Интересно, что герои «Дня Победы» обслуживают заказ общества, а не власти. Они бесконечно говорят о целевой аудитории и почти не вспоминают о государстве. Даже воображение не дорисовывает над этой конторой никакого начальства, никаких чиновников от Минкульта. Только ближе к финалу боссу позвонили, похвалили, обещали Красную площадь в следующем году - вот, кажется, и всё. Для драматурга и режиссера спекуляция историей - это скорее социальная проблема, чем политическая.

За премьерой, конечно, стоит Группа юбилейного года - компания молодых режиссеров, художников, драматургов и театроведов, создающая документальные проекты по материалам полувековой истории Театра на Таганке. Хотя специально это нигде не оговаривается, потому что пьеса Михаила Дурненкова никак не касается истории театра. Зато она касается истории как таковой, точнее, сегодняшней о ней рефлексии, а это территория, на которую отечественный театр только-только начал заступать. Группа юбилейного года выбрала автора (из поколения «новой драмы») и режиссера (из тех немногих, которые собаку съели на современной драматургии): все участники юбилейного проекта на Таганке - режиссеры, драматурги, театроведы - с новой драмой так или иначе связаны.

Но дело даже не в этом: отношение к истории - главное содержание их программы. Как и все проекты группы, «День Победы» - о том, как работает память или, в частности, как ее подменяет миф.