Авиаперевозки теряют популярность

Е.Стецко/ Ведомости

Российские авиакомпании за четыре месяца увеличили перевозки пассажиров на 9,1% по сравнению с 2013 г. до 23,65 млн человек, сообщила Росавиация. При этом процент занятости пассажирских кресел снизился на 0,8 п. п. до 76,4%. Перевозки в апреле выросли всего на 5,9% до 6,27 млн человек, а процент занятости пассажирских кресел увеличился незначительно - всего на 0,1 п. п. Таким образом, темпы роста замедляются: за январь - апрель 2013 г. авиакомпании перевезли 21,7 млн человек (на 17,2% больше, чем в 2012 г.).

Представитель Росавиации уточнил, что это предварительные данные, развернутые итоги работы перевозчиков за этот период будут известны в конце мая. Но вряд ли они будут сильно отличаться от динамики I квартала, отмечает начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. За три первые месяца авиакомпании перевезли на 10,3% больше пассажиров, чем годом ранее, - почти 7,4 млн человек, а занятость пассажирских кресел снизилась на 1,2 п. п. до 76,1%, сообщала Росавиация. Рост пассажиропотока произошел в основном за счет внутренних перевозок - они выросли на 14% до 8,6 млн человек, а международные - всего на 6,8% до 8,77 млн пассажиров.

Рост показателей всей гражданской авиации России в I квартале был обеспечен во многом за счет роста показателей «Аэрофлота», которые оказались вдвое выше общеотраслевых, следует из данных Росавиации. Пассажиропоток авиакомпании за этот период вырос на 20,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. до 4,323 млн человек. При этом «Трансаэро» перевезла 2,3 млн пассажиров (+6,9%), «Сибирь» - 1,7 млн (+12%), «Ютэйр» - 1,6 млн (-2,1%), «Уральские авиалинии» - 920 152 (+26%).

«Поскольку в течение апреля соотношение сил между авиакомпаниями осталось прежним, не вижу оснований для изменения динамики их работы, - отмечает Пантелеев. - Например, «Аэрофлот» по-прежнему агрессивно увеличивает флот и почти каждый день сообщает о поступлении нового самолета». Человек, близкий к «Аэрофлоту», сказал, что, по предварительной оценке, пассажиропоток авиакомпании (без учета «дочек») за январь - апрель вырос на 18% (т. е. до 7 млн человек).

Пантелеев считает, что летом авиакомпании смогут нарастить темп увеличения пассажиропотока до двузначного числа. Главред журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий с ним согласен, но замедление прироста пассажиропотока сейчас считает «тревожным фактором» для авиакомпаний. Они наращивают флот, при этом процент занятости кресел почти не меняется, а цены на билеты снижаются: на некоторых направлениях, по его наблюдениям, перевозчики уже работают в минус, чтобы поддержать загрузку рейсов.