Агентов недопроверили

В НКО, уже проверенных в 2013 г. на соответствие статусу «иностранных агентов», снова идут проверки. Кампании тут нет, уверяют в Генпрокуратуре
AP

О прокурорских проверках сообщили петербургские подразделения Комитета солдатских матерей (КСМ, его возглавляет член СПЧ Элла Полякова) и Института региональной прессы (ИРП). Их уже проверяли в 2013 г., ИРП получил предостережение о необходимости зарегистрироваться как иностранный агент в случае продолжения политической деятельности.

Как следует из текста, полученного петербургскими НКО от прокуратуры города (требования идентичны), проверка идет на основании закона о прокуратуре без уточнения конкретного повода. Как рассказал консультант НКО юрист Виталий Черкасов, в неформальных беседах представители прокуратуры сообщили правозащитникам, что они реагируют на обращения граждан, которые сигнализировали, что КСМ якобы нарушает закон об экстремизме, а ИРП занимается политической деятельностью на иностранные средства, т. е. имеет признаки «агента», но не регистрируется в этом статусе. Официальный представитель прокуратуры Петербурга вчера на звонки «Ведомостей» не ответил.

Перечень затребованных документов составляет 22 пункта: помимо стандартных устава, договора аренды и т. п. проверяющие хотят получить данные о получении иностранных грантов и результаты прежних проверок НКО с 2012 г., т. е. времени вступления в силу поправок в закон об НКО-агентах. КСМ для сдачи документов дали шесть календарных дней, из них три праздничных, ИРП - неделю.

По словам Поляковой, приходу прокуроров предшествовал ее вызов в апреле на опрос в МВД, где ей задавали вопросы об иностранном финансировании и политической деятельности. На такие же опросы вызывали представителей петербургских НКО «Немецко-русский обмен» и «Гражданский контроль». Темой вопросов был закон об НКО-агентах, но они были формальные, рассказала руководитель «Контроля» Ирина Шахова. Писем из прокуратуры, как КСМ, ей не приходило. В 2013 г. они также получили предостережение.

Первая волна проверок была мотивирована контролем за исполнением антиэкстремистского законодательства, напоминает Черкасов, но сейчас в нарушение закона о прокуратуре повод не указан. Из перечня документов не очевидно, что именно ищут проверяющие, но их интересуют все документы, указывающие на признаки НКО-агента, отмечает он. Это согласуется с инициативой депутата Андрея Лугового дать Минюсту право на свое усмотрение вносить НКО в реестр агентов, полагает Черкасов, к моменту принятия закона (рассмотрение идет в ускоренном режиме) у прокуроров уже будут на руках подтверждения такой деятельности. Ранее генпрокурор Юрий Чайка заявил, что, по подсчетам ведомства, на конец 2013 г. признаки агентов были у 24 НКО.

В Генпрокуратуре вчера проверки НКО не комментировали. Сейчас проверяют тех, на кого поступили обращения, и тех, кого не успели проверить в 2013 г., но новой массовой кампании нет, говорит источник, близкий к Генпрокуратуре.