Украинский кризис добрался до Калининграда

Канадское правительство требовало от Magna выйти из совместного проекта с российским «Автотором», утверждает его совладелец Владимир Щербаков. Magna об этом и не слышала
В отношения «Автотора» и Magna вмешалась большая политика/ И. Зарембо/ РИА Новости

О рекомендации канадского правительства председатель совета директоров «Автотора» Владимир Щербаков сообщил премьеру Дмитрию Медведеву в Калининграде. По словам Щербакова, австрийское подразделение Magna получило письмо от канадского правительства с требованием прекратить контракт с «Автотором». Однако европейское представительство компании ответило, что запрета от ЕС работать с «Автотором» не было и они намерены «без шума и гама» продолжить работу, рассказал Щербаков.

Ни о чем просить российского премьера «Автотор» не стал, ситуация с письмом канадских властей «была благополучно пройдена месяц назад», пояснил «Ведомостям» президент «Автотор холдинга» Валерий Драганов. Тем не менее Медведев поручил министру промышленности и торговли Денису Мантурову держать ситуацию под контролем, а вице-премьеру Аркадию Дворковичу - подготовить письмо с возможными ответными мерами российских властей. «Надо нам посмотреть и какое-нибудь письмо отправить», - сказал премьер. По словам Медведева, Россия может пересмотреть экономические связи с Канадой, однако подробностей он не уточнил.

Представитель Magna не стал комментировать высказывания Щербакова, пояснив, что ему ничего не известно о такой рекомендации канадского правительства. Запрос в правительство Канады остался без ответа.

У «Автотора» и Magna есть совместное предприятие - «Автотор-Magna» в Нижнем Новгороде (у Magna - 60%). Magna помогает «Автотору» и в создании в Калининградской области автомобильного кластера из пяти автозаводов полного цикла мощностью не менее 250 000 автомобилей в год (в 2016 г. запланирован ввод первой очереди мощностью 150 000 шт. в год), а также 15 заводов по выпуску автомобильных компонентов. «Magna нам нужна прежде всего по содержательным функциям. Потому что увязать оптимально шесть различных систем производства и управления сложно <...> Не знаю, у кого еще, кроме Magna, есть практический опыт такой работы», - пояснял летом 2012 г. в интервью «Ведомостям» Щербаков.

Magna закончила ТЭО проекта, рассказал вчера Драганов. Сейчас обсуждается возможность вхождения компании в проект как инвестора, добавил он. В одиночку «Автотору» будет сложно реализовать проект такого масштаба, поэтому, если Magna уйдет, ему придется найти нового партнера, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Если ситуация обострится, компания вообще может уйти из России и продать местные предприятия, но это маловероятно, говорит он.

По словам представителя Magna, на прошлой неделе на годовом собрании акционеров гендиректор компании Дон Уолкер сказал, что Magna пристально наблюдает за ситуацией в России, но не меняет планы. Источник, близкий к российскому представительству Magna, говорит, что указаний сокращать поставки на российские автозаводы не поступало. У компании в стране несколько заводов по выпуску автомобильных компонентов, основная часть отгружается на автозаводы, построенные зарубежными автоконцернами, добавляет он. СП с российскими компаниями, кроме «Автотора», нет.

Magna не сообщала о возможности ухода с российского рынка, отметил Драганов. «На данный момент у нас не было проблем с Magna», - сказал представитель ГАЗа. По словам представителя «АвтоВАЗа», «завод не получал от Magna предупреждений о приостановке поставок». Представитель PSA Peugeot Citroen (у концерна есть завод в России, построенный совместно с Mitsubishi) сказал, что закупает у Magna передние и задние бамперы, объем поставок «в целом без изменений, но периодически корректируется в зависимости от производственных планов по конкретным моделям». Никаких сообщений о возможных изменениях в условиях сотрудничества завод не получал, добавил он.