Технология: Время перемен

Yuriko Nakao/ REUTERS

Любой благотворительный фонд на определенном этапе своего развития становится перед выбором: куда и как дальше развиваться, что именно служит критерием его эффективности и успешности, какова его стратегия развития? Потому что развитие требует перемен - не важно, с чем приходится работать: с системами, услугами или обычными людьми. Как утверждают в Японии, перемены бывают двух типов, которые называют словами «кайдзен» и «хоршин», в мировой практике они используются без перевода. Они были избраны за то, что ими можно описать не только природу целей, которых нужно достичь компании, но и сам процесс изменения, через который ей придется пройти.

Профессиональный опыт

С 1978 по 1992 г. - координатор международных программ и проектов в области охраны природы. С 1992 по 1995 г. - организатор и исполнительный директор Российского отделения Международного союза охраны природы (IUCN - the World Conservation Union). С 1995 по 2005 г. - организатор и вдохновитель создания Всемирного фонда дикой природы («WWF-Россия»). С 2005 по 2007 г. - руководитель специальных программ «CAF Россия», директор по развитию программы «Линия жизни». С 2008 г. по настоящее время - президент благотворительного фонда спасения тяжелобольных детей «Линия жизни». Один из ведущих экспертов в области PR, фандрайзинга и маркетинга для некоммерческого сектора. Автор более 30 PR- и фандрайзинговых кампаний. Создатель современной версии первого специализированного издания «Деньги и благотворительность», выпускаемого некоммерческой организацией «CAF Россия». Автор идеи приложения «Линия жизни» к газете «Совершенно секретно».

Немного истории: оба термина появились в Японии в конце Второй мировой войны. В 1945 г. война была проиграна, два крупнейших города - Херосима и Нагасаки - уничтожены атомными бомбами, император отказался от власти, страна была оккупирована и раздавлена. Вариантов развития было два: или стать страной-колонией, или совершить чудо и выплыть. Япония поставила перед собой цель - стать промышленным лидером - и непрерывно продвигалась к этой цели в бурные для всего остального мира 70-е, революционные 80-е и политически взрывные 90-е гг. Тогда, после проигрыша во Второй мировой, в Японии и родились два непересекающихся философских движения: кайдзен и хоршин. Сначала это были лишь два типа отношения к продуктивности промышленного производства, но затем они переросли в гораздо более широкие понятия.

Кайдзен

Кайдзен - это медленное, последовательное введение некоторых перемен, которые впоследствии позволят значительно повысить производительность. Иногда кайдзен называют «принципом одной минуты». Это систематическое плановое, предсказуемое, шаг за шагом действие. Как, например, дать себе слово заниматься определенным делом одну минуту в день, но каждый день, постепенно преображая количественные показатели в качественные. Для каждого в отдельности перемены невелики, но со временем они складываются в весомые результаты.

В этом случае важны маленькие идеи, даже незначительные успехи, минимальные, но регулярные шаги. Важно видеть и поощрять детали, предлагать сотрудникам и партнерам проявлять их, поощряя даже за небольшую инициативу.

В нашем случае пример следования этой философии - акция «Чья-то жизнь уже не мелочь», которую наш фонд проводит уже пять лет, с 2009 г. Суть акции в том, чтобы предложить участникам поделиться малым: например, мелочью из кармана. Но предложить сделать то же самое друзьям и коллегам. В результате уже первой акции за две недели рублями и копейками была собрана сумма в 450 000 и прооперировано четверо детей. Дважды в год мы расширяли географию и число участников, предлагая им сделать несложное и незатратное действие - передать нам в фонд «мелочь». Спустя пять лет мы говорим о результате в цифрах - 9 915 510 руб. и 36 коп. и спасенных жизнях - 48 прооперированных детей.

Философия кайдзен давно перестала быть чисто японским секретом успеха.

Благотворительные и некоммерческие организации по всему миру взяли ее на вооружение, успешно применяя в таких сферах, как, например, почтовая рассылка с прямым обращением к потенциальным донорам, весьма популярная во второй половине 90-х гг.

Современной «реинкарнацией» «почтовой рассылки» вполне можно считать регулярные сборы с привлечением сюжетов в топовых новостных программах «Первого канала», «Вестей» и «5 канала». Сумма sms-перевода базово невелика, но в сложных ситуациях и при правильной эмоциональной подаче репортера, рассказывающего о событии или ситуации подопечного фонда, за несколько часов на счете аккумулируются миллионы. Один из самых ярких примеров такого сплочения - телемарафон «Первого канала» и Русфонда в помощь Жанне Фриске. За несколько часов было собрано более 35 млн руб.

Пятнадцать лет тому назад на конференции Совета учреждений США (Council of Foundations) в Вашингтоне структуры, выдающие гранты благотворительным и некоммерческим организациям, пришли к выводу, что появление грантов как таковых - это тоже результат многолетних размышлений и исследований (т. е. следование философии кайдзен). К тому же выводу пришел и комитет Международного Красного Креста, отточивший за 100 лет своего существования несколько методов, изучая конфликтные ситуации теоретически и подробно описывая их в базе экстренных случаев.

Преимущества кайдзен

Такой подход дает большую свободу действий и сотрудникам, и руководству, призывая их к личной ответственности.

Метод открывает время и пространство даже для небольших инициатив и действий.

Поскольку каждый делает свой вклад и каждый видит, что его вклад используется, кайдзен обеспечивает серьезную увлеченность людей своей работой.

На людей не давят, чтобы они выдали «гениальную идею», речь идет только о маленьких улучшениях, которые в совокупности дают заметный эффект.

Люди могут помедлить, прежде чем присоединиться к общим усилиям; у них полно времени.

Недостатки кайдзен

В некоторых случаях у благотворительного фонда просто нет возможности размышлять и действовать в отложенном времени - например, когда речь идет о стихийном бедствии - наводнении, землетрясении - или жизнеспасающей операции.

Для эффективности метода необходимо иметь банк маленьких, воплощаемых идей, которые развиваются в дружественной среде и поощрении.

Отсутствие четких временных рамок.

Улучшения поначалу могут быть настолько незначительными, что их попросту можно не заметить. А это часто лишает мотивации.

Второе направление, наоборот, сразу заявляет об успехе и успешности, мгновенном достижении цели и радикальном взлете в геометрической прогрессии.

Хоршин

Хоршин - это философия прорыва, толчком которой может стать новое ви́дение, кризис, появление новой технологии или просто взрывная идея. В отличие от кайдзен действие хоршин не может длиться долго. Это вспышка или взрыв, и то, насколько высоко вас уведут мысль и действие, предсказать почти нереально.

Пример истории успеха в духе хоршин дает та же Япония. В 1970 г. председатель совета директоров компании Sony Акио Морита изобретает для своего внука - любителя громкой современной музыки - переносной плейер: поначалу в домашних условиях он просто прикрепил к переносному кассетнику наушники и ремень, а затем уменьшил его размер до известного нам. Большинство коллег и партнеров Мориты считали идею неперспективной, а первоначальная цена в продаже ($400) похоронила новый товар на полках. Снижение стоимости до $100 и небольшие коррекции в дизайне сделали плейер Sony самой прибыльной и востребованной продукцией компании. В какой-то момент плейер Sony стал самым широко используемым электронным прибором на земле.

У изобретателя было ви́дение развития, а потом ситуация созрела для возникновения продукта, и цепная реакция привела к качественному скачку.

В истории благотворительности есть аналогичный пример - проект «Красный нос - доброе сердце». Адаптация популярного британского формата благотворительным фондом «Линия жизни» привела к небывалому мгновенному успеху акции в России. В фотосессиях модного фотографа Владимира Широкова с красным клоунским носом с удовольствием приняли участие не только все российские звезды, но и многие политики и даже члены комитета по внешней оборонной политике. За время действия акции через сеть «Связной» было продано более 60 000 красных носов, а фотографии со звездами проданы с аукциона. В общей сложности на средства, собранные во время акции, было проведено более 40 высокотехнологичных операций детям.

Еще один пример - акция «Рейс надежды». В 2013 г. вместе с компанией «Трансаэро» мы запустили особый проект. Корпус самолета был превращен в арт-объект художниками Дубосарским и Виноградовым благодаря красочному принту - отпечаткам ладоней российских знаменитостей. А во время рейса пассажирам предлагают стать участниками благотворительной акции. Самолет и проект сегодня узнаваемы в любой точке мира, и каждый полет спасает жизнь ребенку.

Преимущества хоршин

Максимальные результаты за минимальное время.

Удовольствие от участия в творческом процессе и празднование результатов.

Самая короткая дорога к участию в самой сути деятельности компании или фонда. Победа видна сразу: спасти жизнь ребенка - пожалуйста, прямо на ваших глазах.

Возможность стать героем проекта. Как правило, такие движения персонализированы, что служит вдохновляющим элементом для других.

Недостатки хоршин

Зависимость проекта от одного или нескольких людей (лидеров-вдохновителей и т. д.).

Если идея не точно или недостаточно убедительно преподнесена, она может не зажечь последователей, и эффект будет недостаточным.

В процессе с большой скоростью вас может «отнести» в сторону от конечной цели.

Запрос результата может быть настолько велик, что мало кому покажется реальным. А значит, не будет мотивации «биться впустую», следуя лишь амбициям лидеров.

Время перемен

Настал момент, когда большинство наших отечественных благотворительных фондов совершают переход от волонтерско-стихийной команды в сторону профессионального фандрайзинга. А значит, нужно ставить новые задачи, выстраивать стратегии и выбирать особые пути развития, используя лучшие кейсы мировой экономики. А она в последние годы все больше и больше на стороне сотрудников эмоциональных и вовлеченных. Именно таких, какие работают в благотворительности.