Концессии совершили посадку в Москве

Документ, определяющий условия концессии аэропортов, готов. Операторы отбились от идеи возвращать бюджетные инвестиции в строительство взлетно-посадочных полос
Андрей Махонин/ Ведомости

В документе решена и судьба проектов новых взлетно-посадочных полос в «Шереметьево» и «Домодедово»: их построят за счет бюджета и сдадут в концессию операторам. При обсуждении звучала идея возложить возврат госинвестиций на концессионеров, но операторы не согласились. Это приведет к удорожанию авиаперевозок, аргументировал, в частности, гендиректор «Внуково» Василий Александров. Минтранс поддержал его. Представитель «Аэрофлота» не смог прокомментировать возможные изменения сборов с авиакомпаний. Представитель «Трансаэро» сказал, что авиакомпания изучает вопрос.

Минэкономразвития подготовило проект «Существенных условий концессионных соглашений по развитию аэропортов Московского авиаузла». Документ (копия есть у «Ведомостей») будет действовать 49 лет, а для «Домодедово» - до конца срока аренды аэродрома в 2073 г. Он отражает позиции и операторов аэропортов, которым предстоит взять в концессию аэродромы, и их госсобственника - по условиям будущих соглашений: срокам, финансовым условиям и проч.

Концессии заменят нынешнюю систему управления московскими аэродромами. Аэродромы принадлежат государству, которое финансирует из бюджета реконструкцию и строительство новых взлетно-посадочных полос. Операторы аэропортов арендуют аэродромы: «Внуково» и «Шереметьево» - у ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», а «Домодедово» - у ФГУП «Администрация аэропорта «Домодедово».

«Домодедово» арендует аэродром за 410 млн руб. в год, сообщил представитель «Домодедово». «Внуково» арендовало аэродром бессрочно и перечисляет 10% от сборов за взлет-посадку - примерно 110-115 млн руб. в год, сказал совладелец «Внуково» Виталий Ванцев. «Шереметьево» платит 250 млн руб. в год, рассказывал ранее гендиректор аэропорта Михаил Василенко.

По заключении концессионного соглашения арендная плата будет отменена, следует из «Существенных условий...». Более того, операторы аэропортов не будут платить государству и концессионную плату. Но содержание аэродромов и проведение всех ремонтов они должны взять на себя и обеспечить возврат инвестиций за счет хозяйственной деятельности. Концессионное соглашение определит размер и способ формирования и поддержания фонда ремонта и реконструкции, государственное регулирование тарифов на услуги оператора отменяется, операторам будет позволено взимать инфраструктурный сбор, его предельный уровень также будет заложен в концессионном соглашении.

«Существенные условия...» также предусматривают возможность привлечения денег фонда национального благосостояния для развития аэродромной инфраструктуры. Об этом говорил в апреле и министр экономического развития Алексей Улюкаев. После двух стадий оценки целесообразности проектов выбор между ними будет политическим решением, объяснял «Ведомостям» другой чиновник Минэкономразвития.

Сейчас «Существенные условия...» проходят межведомственные согласования и до конца мая поступят в аппарат первого вице-премьера Игоря Шувалова, знает федеральный чиновник. «Мы надеемся, что концессионные соглашения будут подписаны уже в этом году», - говорит Ванцев.