«Балтика» инвестирует на спаде

Хотя пива в России пьют все меньше, «Балтика» наращивает инвестиции. Цель компании - сохранить лидерство на рынке

Инвестиции росли на фоне падения отгрузок - в минувшем году они у «Балтики» снизились на 6,8%. Рынок пива в России очень высококонкурентный и, чтобы оставаться лидером, необходимо продолжать инвестировать в бизнес, объясняет представитель компании. В I квартале 2014 г. доля «Балтики» на российском рынке составила 38,4%, ее ближайшего конкурента Efes Rus - почти втрое меньше, 13,7%, сообщал недавно Carlsberg со ссылкой на оценки Nielsen. В 2013 г., согласно тем же оценкам, доля «Балтики» выросла на 0,3 п. п. до 38,6%. Но компания осознает, что на падающем рынке может терять долю за счет мелких конкурентов, поэтому заинтересована в том, чтобы сделать продукцию более конкурентоспособной и сохранить рентабельность, рассуждает аналитик Газпромбанка Дарья Снитко. А повышение энергоэффективности, попытки избежать штрафов за сброс отходов в сточные воды, улучшение логистики - как раз способы снижения производственных издержек.

В 2013 г. пивоваренная компания «Балтика» (входит в датский холдинг Carlsberg Group) увеличила инвестиции на 17,7% до 5,3 млрд руб., говорится в ее отчете «Об устойчивом развитии». В основном деньги вкладывались в модернизацию парка железнодорожных вагонов, очистных сооружений в ярославском филиале, в экологические проекты, повышение энергоэффективности и модернизацию оборудования в лабораториях.

По словам представителя «Балтики», компания инвестирует соответственно согласованному с Carlsberg Group плану, экономический эффект от большинства вложений (за исключением инвестиций в экологические проекты) должен проявиться в течение трех лет. Открывать новые заводы компания не планирует - этому не способствует ситуация на рынке, добавляет собеседник «Ведомостей».

Потребление пива в России сокращается: если, например, в 2008 г. на душу населения приходилось 77 л пива в год, то в 2013 г. - только 59 л, свидетельствуют данные «Балтики». В целом же внутренний рынок сократился за эти годы со 109,3 млн до 83,4 млн гектолитров. В 2014 г., по прогнозам компании, рынок уменьшится еще на 4-6% - при условии, что нормативно-правовая база не будет меняться. В конце декабря 2013 г. депутаты от КПРФ внесли в Думу проект поправок к закону «Об обороте алкогольной продукции», обязывающий пивные компании лицензировать производство пива и пивных напитков. Отзыва правительства на него до сих пор нет.

В 2013 г. СМИ сообщали о намерении «Балтики» закрыть один из российских заводов - в Ростове или Воронеже. Однако президент компании Исаак Шепс в ноябре 2013 г. в интервью «РБК Daily» опроверг наличие таких планов, признав, впрочем, что у «Балтики» «огромное количество недоиспользованных мощностей». Вчера представитель компании подтвердил «Ведомостям»: закрывать производственные площадки не планируется.

Российская «дочка» голландской Heineken «продолжает инвестировать в запуск новых продуктов», говорит ее представитель. В 2014 г. капзатраты всего концерна предположительно вырастут до 1,5 млрд евро (с 1,4 млрд евро годом ранее), следует из его годового отчета. Этот рост объясняется в первую очередь инвестициями в дополнительные производственные мощности и «коммерческие активы» для поддержки роста Heineken на развивающихся рынках.

Представитель Sun InBev (российское подразделение бельгийского пивоваренного концерна Anheuser-Bush InBev) отказался говорить об инвестициях компании, запрос в Efes Rus (российскую «дочку» турецкой Anadonu Efes) остался без ответа.