В России роскошный спад

Российский рынок товаров класса люкс может сократиться в 2014 г. на 4-6%, прогнозирует Bain & Co. Последний раз такой спад наблюдался в кризис 2009 г.
Bloomberg

Экономическая ситуация в России ухудшается, из-за этого российский рынок товаров класса люкс сократится в 2014 г. на 4-6%, говорится во всемирном исследовании консалтинговой компании Bain & Co (при участии итальянской ассоциации производителей предметов роскоши Altagamma, анализируется более 250 компаний сектора).

В кризис 2009 г. рынок предметов роскоши в России сократился на 5% - оборот составил 4,5 млрд евро. С тех пор потребление дорогих товаров в России восстанавливалось; в 2013 г., оценивает Bain & Co, рост составил 5%, оборот достиг 5,8 млрд евро.

В январе - марте мировой рынок товаров класса люкс рос теми же темпами, что и в 2013 г., - на 4-6%, пишет Bain & Co, эти темпы сохранятся до конца 2014 г. Наибольшего роста Bain ждет в секторах покупок, сделанных во время поездок, в аутлетах и онлайн-магазинах. Традиционные каналы продаж - бутики, мультибрендовые магазины и универмаги - не смогут показать аналогичных темпов: число торговых точек растет медленнее, мировая экономическая ситуация нестабильна, бюджеты на роскошные товары сокращаются. Рост на 4-6% в год - новая норма, считает Bain & Co: отрасль люксовых товаров становится более устойчивой к кризисам и менее чувствительна к бумам в отдельных странах.

Россияне меньше тратятся на предметы роскоши - это заметно и на внутренних рынках Западной Европы. К примеру, группа Kering (бывшая PPR), подводя итоги I квартала, сообщила, что на показателях Gucci отражается уменьшение активности русских покупателей. То же зафиксировала итальянская Brioni, специализирующаяся на мужской одежде класса люкс, говорил финансовый директор Kering (владеет Brioni) Жан-Марк Дюпле. Из-за российско-украинского конфликта розничные продажи в Европе в марте и апреле стали замедляться, сообщили и представители Ferragamo. В Bain & Co считают, что деньги туристов из России отчасти компенсируют деньги китайских и ближневосточных туристов.

Рынок замедляется из-за роста курса евро, говорит управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная - 7% за I квартал, по данным Bloomberg. За тот же период сопоставимые продажи российских ритейлеров товаров класса люкс, которые анализирует Esper Group, в рублях выросли на 6,3% в годовом выражении. Но обычно в этот период рост продаж примерно вдвое выше, говорит Ядерная. Рост продаж замедлится с 8,7% в 2013 г. до 4,8-5% в 2014 г., прогнозирует она.

Спрос на предметы роскоши могут поддержать чиновники, которые расстаются с зарубежной недвижимостью и вкладывают деньги в драгоценности, надеется топ-менеджер ювелирной розницы.

Многие продавцы товаров класса люкс в России говорят, что падение на рынке началось еще в 2013 г., а сейчас идет стабилизация. 2013 год был значительно хуже 2014 г. с точки зрения продаж, утверждает гендиректор сети Gourji Мария Колобова, но с прошлой осени рынок начал вновь расти и к февралю 2014 г. стабилизировался. Вице-президент «Консула» Людмила Малофеева также считает, что наиболее сильное падение спроса пришлось на вторую половину 2013 г. Январь - апрель 2014 г., по словам Колобовой, дал рост продаж на 10% в евро в сравнении с аналогичным периодом 2013 г., на ту же цифру она рассчитывает по итогам года. Но Gourji пришлось переключиться на более популярные позиции с большей оборачиваемостью, признает Колобова.