Восток - Запад: Обмани меня, если сможешь

Факты еще могут изменить наше понимание справедливости цены газа, который Россия обещала в течение 30 лет поставлять Китаю. Но будем считать, что это разумная цена, хотя и не блестящая. Цена похожа на ту, которую в среднем платят европейские клиенты. Но х долларов при отсутствующей инфраструктуре - это совсем не то же, что те же х долларов с давно действующей инфраструктурой. Значительная часть китайских денег пойдет не в бюджет, а подрядчикам-строителям. Если это успех, то прошел он по самой нижней границе успешности.

Но дело не только в цене газа. Долгосрочные изменения, которые связаны с мегасделкой, означают, что российской элите, привыкшей взаимодействовать с западными коллегами, теперь предстоит войти в более глубокие, чем раньше, отношения с китайскими менеджерами и партийными боссами. Газовый контракт лишь часть сделки. Россия открывает китайским инвесторам доступ на российский рынок, к нам придет китайский автопром, мы будем охотнее делиться технологиями, в том числе в области атомной энергетики, космоса и авиации. Возможен новый и интенсивный обмен в сфере образования: российские чиновники поедут учиться в Китай, дети станут чаще выбирать китайский язык в школах и вузах. Эти перемены будут происходить постепенно, но недооценивать их глубокую значимость не стоит. Что-то подсказывает мне, что отношения Россия - Восток будут носить принципиально иной характер, чем привычные и понятные отношения Россия - Запад.

Связи с Западом имели (и пока имеют) ясную прагматическую основу. В силу особенностей российского инвестиционного климата, в силу того, что правосудие внутри страны управляемо, а услуги насилия продаются на рынке, русский капитал, по сути, арендовал (и продолжает арендовать) институты других стран. Обеспеченные российские граждане и даже многие представители верхней части среднего класса привыкли пользоваться в Европе теми услугами, качество которых в России их не устраивает. Это прежде всего здравоохранение и образование. За границей хранятся ценности и решаются споры об активах, потому что Запад силен институтами, гарантиями, предсказуемостью.

Российская элита этим охотно пользовалась (кстати, пренебрегая развитием институтов и услуг внутри страны). Баланс экономической и политической выгоды в отношениях Россия - Запад, вероятно, можно считать равным.

Когда-то китайские власти всеми силами завлекали к себе западных инвесторов. Им создавались особые условия, потому что западный капитал, технологии, качество образования были нужны Китаю. На сегодняшний день такого голода уже нет. У Китая больше возможностей для маневра, а значит, больше возможностей диктовать условия. Конечно, и российские лидеры не лыком шиты. Условия сделок между большими госкомпаниями не обязательно высечены в камне. Каждая сторона будет пытаться нагнуть другую в процессе взаимодействия.

И все-таки вчерашняя большая сделка была чуть нужнее России, чем Китаю. С российской стороны политики в ней больше, чем экономики. С китайской же стороны экономики больше. Так что баланс экономической и политической выгоды в отношениях Россия - Восток будет иным, чем в отношениях Россия - Запад.