Верховенство права: Агенты по принуждению


Госдума 20 мая приняла в первом чтении внесенный депутатом Луговым проект изменений в закон «О некоммерческих организациях», согласно которым Минюст сможет своим решением включать организацию в реестр иностранных агентов без ее согласия. Предлагается также проводить внеплановые проверки «по заявлениям граждан» о том, что та или иная организация на самом деле является иностранным агентом, но не признается в этом. Мало сомнений, что новелла Лугового будет принята во втором чтении 23 мая и станет федеральным законом.

Образцом для принятия соответствующей российской правовой нормы послужил, как известно, FARA, Foreign Agents Registration Act: американский закон о регистрации иностранных агентов. О том, что российский закон об иностранных агентах есть наш вариант FARA, еще при обсуждении проекта говорил депутат Вячеслав Никонов, а потом не повторил только ленивый.

На днях журнал Foreign Policy в статье Sympathy for the Devils («Сочувствие к дьяволам») подробно изучил деятельность нескольких американских пиар-специалистов, выполнявших в Вашингтоне лоббистские заказы для иностранных клиентов. Эти консультанты, так или иначе связанные с фирмой Global Strategic Communications Group (GSCG), работали в разное время на российскую партию «Родина», Виктора Януковича («за усилия по организации встречи премьера Януковича с президентом Бушем - $20 000, $60 000 премия в случае успеха»), покойного Йорга Хайдера, крайне правого австрийского политика, и сербского президента Милошевича, также покойного. Вообще из всего представленного списка клиентов здоровее всех себя пока чувствуют Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин, хотя их совместной партии «Родина» более и не существует. В статье также описываются перевозки оружия по морю, поставки боеприпасов воюющим диктатурам, экзотические порты и прочий Джеймс Бонд с элементами «Карточного домика».

Что нас интересует в этой истории кроме приоткрывшейся двери в мрачный и завораживающий мир вашингтонского лоббизма? Не жутковатый список клиентов. Понятно, что врач нужнее больному, чем здоровому, и, хотя консалтинговыми услугами и платными улучшателями репутации нынче пользуются все, особенно ценны они для тех, кого бесплатно мало кто полюбит.

Упомянутая фирма GSCG, обслуживающая зарубежных диктаторов, националистов и торговцев оружием, была зарегистрирована как иностранный агент как раз в связи со своими договорными отношениями с «Родиной». Регистрация потребовалась, потому что FARA регулирует оказание платных услуг иностранным государствам и организациям - коммерческую лоббистскую деятельность на контрактной основе. Деньги получил - услугу оказал.

Закон не имеет отношения к НКО - общественным некоммерческим организациям, деятельность которых не имеет целью извлечение прибыли. НКО не связаны договорными отношениями со своими спонсорами. Доноры выделяют некоммерческим организациям деньги не за оказание услуги, а на поддержание самой их деятельности. В этом смысле НКО не работает ни в чьих «интересах». «Интерес» вообще опасно неопределенное понятие по сравнению с внятным критерием договора, где указано, что исполнитель обязуется совершить и за что заказчик платит. Поэтому общественная организация не может быть ничьим «агентом» - она не выполняет заказы за деньги.

Резонно, что общественные организации не соглашаются признавать себя агентами, которыми они по природе своей не могут являться. Пришлось предусмотреть возможность принудительной записи в агенты тех, кто добровольно не явился на поверку. Автор новации - депутат Луговой, инициативы которого последнее время пользуются в палате большим успехом и рассматриваются в каком-то особо ускоренном даже для нынешнего созыва порядке. Так, к проекту, принятому в первом чтении 20 мая после 12.00, поправки предлагалось подавать «до 17.00 21 мая 2014 г.». Между первым и вторым чтением проекта того же автора об обязательном уведомлении о втором гражданстве прошло три дня. Вообще-то по регламенту Думы срок представления поправок не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ - менее 30 дней. Но, видимо, у творчества депутата Лугового какой-то свой период полураспада, так что его проекты надо принимать быстрее.

В РФ нет закона о лоббизме. На рассмотрении палаты находятся несколько проектов, лежащих без движения уже много лет. Коммерческая деятельность по оказанию влияния на государственную политику в целом и на законодательный процесс в частности не регулируется никак. Учитывая современное состояние законотворческого механизма, оно и к лучшему - сейчас у нас нет ни кадров, ни структур для написания грамотного правового акта на такую тему, а главное - нет той институции, которая могла бы его обсуждать и рассматривать. Но беда в том, что инструменты, которые в цивилизованных странах применяются для регулирования коммерческого лоббизма, у нас применяются для контроля над третьим сектором - негосударственными некоммерческими организациями. С точки зрения общественной пользы это примерно как опрыскивать фруктовый сад газом «Черемуха», чтоб лучше пахло.