Российская стирка для Европы

Впервые производитель бытовой техники начинает поставки своей продукции в дальнее зарубежье. Bosch und Siemens Hausgerate будет экспортировать в Европу почти треть произведенных в России стиральных машин
Российская техника БСХ скоро появится на полках европейских магазинов/ Jason Alden/ Bloomberg

Производитель бытовой техники «БСХ бытовая техника» (российская «дочка» Bosch und Siemens Hausgerate) первым из крупных российских игроков собирается наладить экспорт произведенной в России бытовой техники за пределы стран СНГ. Об этом «Ведомостям» рассказал гендиректор «БСХ бытовая техника» Ханс-Керстен Хрубеш. Первые поставки в Европу компания начала в 2013 г. со своих фабрик в Стрельне (Ленинградская обл.), где выпускаются стиральные машины и холодильники. «В 2013 г. мы начали экспорт узких стиральных машин из Стрельни в Европу, в Польшу. До этого мы также делали поставки в Белоруссию и на Украину», - сказал Хрубеш. С сентября по декабрь прошлого года поставки составили 25 000 единиц. По его словам, цены на экспортируемую из России технику не выше и не ниже сопоставимой продукции, произведенной в других странах.

В этом году БСХ хочет начать экспорт стиральных машин в Германию, Францию, Италию, страны Северной Европы, Турцию и Гонконг, рассказывает Хрубеш. К концу 2014 г. поставки за рубеж должны составить до 10-15% от объемов производства БСХ в Стрельне. Производственные мощности завода в Стрельне - 0,5 млн холодильников и 350 000 стиральных машин в год, в 2013 г. предприятие было загружено практически полностью. В этом году БСХ хочет поставить за рубеж около 50 000 единиц техники и в 2015 г. выйти на 100 000 единиц в год. «С этими планами мы будем одним из крупнейших экспортеров бытовой техники из России», - говорит Хрубеш.

В основном российские производители поставляют бытовую технику либо в страны Таможенного союза, либо в СНГ, сказал представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. «Я не слышал, чтобы кто-то экспортировал в Восточную Европу или Азию. Около 85-90% проданной в России крупной бытовой техники - российского производства», - говорит он. По данным РАТЭК, наибольшая доля российского производства в бытовой технике - по стиральным машинам (около 85-90% из 3,73 млн шт., проданных в 2013 г.) и холодильникам (85-90% от 3,4 млн шт.). Также в России выпускаются телевизоры (81% из 10,6 млн шт.) и микроволновые печи (60-65% из 3,2 млн шт.).

Крупнейший игрок российского рынка крупной бытовой техники «Индезит рус» (Indesit) экспортирует технику со своего липецкого завода только в страны ближнего зарубежья. По словам директора по маркетингу «Индезит рус» Марко Фаласкетти, за прошлый год большая часть поставок пришлась на Казахстан (60%), еще четверть поставок за рубеж - на Белоруссию, а остальные 15% - на другие страны СНГ.

Как ни странно, но начать экспорт продукции в страны дальнего зарубежья БСХ поможет высокая доля импорта, отмечает Хрубеш. Например, в продажах БСХ на российском рынке 60% - это импортируемая техника, в продажах Indesit - около 25%. Грузовики покидают Россию почти пустыми, эту ситуацию можно использовать, рассуждает Хрубеш: «Это не бесплатно, к сожалению, но намного дешевле получается экспортировать из России, чем ввозить сюда. И сейчас рубль нам немного помогает в экспорте». За IV квартал 2013 г. и I квартал 2014 г. рубль подешевел к евро примерно на 25%, цены на импортируемую продукцию БСХ с начала года выросли на 10-15%, сказал Хрубеш. Российской продукции это коснулось в меньшей степени, так как локализация на заводе холодильников БСХ составляет почти 50% и почти 40% - по стиральным машинам. По словам Хрубеша, компания хочет довести уровень локализации до 60-70% в течение трех лет.

Кроме того, поставки за рубеж могут поддержать спрос на российскую продукцию БСХ на замедляющемся российском рынке. Рынок крупной бытовой техники, по оценке БСХ, в 2013 г. вырос примерно на 7% и с начала этого года растет такими же темпами, говорит Хрубеш. «[Несмотря на общее замедление экономики, невысокий рост реальных доходов с начала этого года] люди вкладываются в крупную бытовую технику, телевизоры и кухонную технику - по крайней мере с начала этого года, - объясняет он. - Как говорят мои сотрудники, мы столько раз теряли деньги - лучше потратить их сейчас». По прогнозу российского подразделения БСХ, рынок бытовой техники в ближайшие несколько лет будет расти в среднем на 6% в год. «Если вы выйдете за рамки простого импорта, вы увидите огромный потенциал для дальнейшего роста», - говорит Хрубеш.

Выручка компании в России за 2013 г. выросла «немного более чем на 10%» и составила «чуть более 700 млн евро», сказал Хрубеш. «Но когда у вас выручка около 700 млн евро, то следующая цель у вас уже перед глазами, и мы надеемся, что сможем достичь 1 млрд евро за следующие 4-5 лет», - надеется он.