Железные тонкости

Дидро кисти Левицкого/ © Musées d'art et d'histoire, Ville de Genève/ Yves Siza

Вряд ли кто еще из философов XVIII в. сравнится с Дени Дидро по степени влияния на арт-рынок. Его знаменитые «Салоны», обзоры выставок современного искусства в Лувре, с 1759 г. читала вся Европа. Среди подписчиков журнала «Литературная переписка», публиковавшего «Салоны» в течение 22 лет, были правители Пруссии, Польши и России.

«Вкусу Дидро» посвящена выставка в лозаннском «Фонде Эрмитаж». 80 картин, листов графики и скульптур, отобранных из музеев всего мира, включая Эрмитаж, сопровождают цитаты из самого Дидро. К искусству он относился как к философии: требовал честности и правды в деталях, верил в его социальную роль. Вкус - дело тонкое; Дидро насаждал его железной рукой просветителя. Шутить разрешал даже гениям, но лишь по поводу «легких недостатков человека, заурядных ошибок и глупостей».

Много внимания на выставке уделено отношениям Дидро и Екатерины II, с которой он долго переписывался. Именно Дидро предложил кандидатуру Фальконе, когда в Петербурге искали исполнителя для памятника Петру I. О «Медном всаднике» рассказывает раздел «Дидро и скульптура», показан и редкий рисунок «Всадника» Антона Лосенко (1770) из музея в Нанси.

Помимо роли учителя вкуса, Дидро выступал и как дилер. С его помощью Екатерина приобрела картины Веронезе и Буше, Мурильо и Бассано, а также его любимых художников Греза, Верне и Шардена (последнему в Лозанне отдан зал). Порой речь шла о целых коллекциях. Так, в 1771 г. он купил собрание барона Кроза де Тьера - Дюрер, Рембрандт, Тициан. Из России же Дидро вывез много русских книг, он продал их королевской библиотеке в Париже.

Личная встреча философствующего монарха и монаршествующего философа произошла в 1773 г. Почти пять месяцев Дидро и Екатерина разговаривали ежедневно. Дидро так и не смог опубликовать в России «Энциклопедию», преследовавшуюся цензурой во Франции. Зато получил пожизненную пенсию, а Левицкий нарисовал его портрет - он тоже представлен на выставке.

Лозанна