Вещь недели: Стиральная машина

Ведомости

У многих российских потребителей до сих пор жив стереотип о рынке бытовой техники как рынке, где велика доля зарубежной продукции. Но за последние годы крупнейшие зарубежные производители успели запустить свои заводы на территории России, а с прошлого года начали экспорт за пределы СНГ. Один из наиболее «российских» товаров в бытовой технике - стиральные машины. Почти 90% их продаж - российского производства. И именно стиральные машины могут сделать российскую «дочку» Bosch und Siemens Hausgerate - «БСХ бытовая техника» - одним из крупнейших экспортеров бытовой техники из России.

С начала поставок в дальнее зарубежье за сентябрь - декабрь прошлого года БСХ отправила на европейский рынок со своей фабрики в Стрельне 25 000 узких стиральных машин, а через два года компания хочет отправлять на экспорт в Германию, Францию, Италию, страны Северной Европы, Турцию, Гонконг и др. 100 000 единиц бытовой техники. Это почти треть от производственных мощностей фабрики компании в Ленинградской области. Большинство российских производителей пока поставляют бытовую технику либо в страны Таможенного союза, либо в СНГ и страны бывшего СССР.

Экспортные планы могут поддержать производство БСХ на замедлившемся российском розничном рынке. После двузначных темпов роста продаж в последние несколько лет за 2013 г. рынок бытовой техники вырос лишь на 7% и будет расти в среднем на 6% в ближайшие несколько лет, ждет БСХ. Есть и другой фактор: грузовики, везущие в Россию бытовую технику из Европы, возвращаются обратно пустыми. Таким образом, доставка российской продукции в Европу не потребует от российской фабрики больших трат на транспортировку.

Помимо ситуации на внутреннем российском рынке и выгодной логистики, для поставок российских стиральных машин за рубеж есть и другая причина: демографическая ситуация в Европе. Производители в России делают упор именно на узкие стиральные машины, чтобы жители небольших квартир могли сэкономить около 20 см пространства - примерно настолько такие машины уже стандартных стиралок. Из-за меньших размеров компактные стиральные машины были ограничены по функциональности, это сразу относило их в экономсегмент, а их потребители находились в основном в России и СНГ. С развитием технологий комплектующие стали занимать меньше места, отставание в функциональности узких машин от машин со стандартной загрузкой нивелировалось. А в Европе появилась заметная аудитория потребителей: в странах ЕС семьи стали меньше и стиральные машины с большой загрузкой стали пользоваться меньшим спросом.