Железнодорожный самолет

Аэропорт Нижнего Новгорода надеется переманить из Московского авиаузла 6 млн пассажиров в год - с помощью высокоскоростной магистрали
Аэропорт Нижнего Новгорода

У «Добролета», низкобюджетной «дочки» «Аэрофлота», с 2015 г. нет базового аэропорта, временно он летает из «Шереметьево». Представитель лоукостера в ответ на вопрос о «Стригино» напомнил, что идут переговоры с «Ростехом» о базировании в «Раменском». «Запуск аэропорта планируется в 2015 г., «Аэрофлот» нас подгоняет, говорит: давайте быстрее», - делился гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов на Петербургском форуме.

Deutsche Bahn, Lufthansa Consulting и AMD Sigma предположили, как будет развиваться аэропорт Нижнего Новгорода «Стригино», если там будет остановка поездов, следующих по высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань. Из презентации (есть у «Ведомостей») следует, что «Стригино» сможет привлечь из Москвы 6 млн авиапассажиров в 2020 г., 7,5 млн в 2028 г. и 9 млн в 2035 г.; всего нижегородский хаб мог бы обслуживать 16,6 млн пассажиров в 2035 г.

По мнению консультантов, «Стригино» могло бы стать четвертым аэропортом Москвы (см. врез): пассажиры покупали бы сквозной билет на поезд и самолет, сдавали бы багаж на Курском вокзале в Москве, ехали бы 90 минут и садились бы в самолет. Пассажир тратил бы не более 3 часов от посадки в поезд до посадки в самолет, утверждает презентация, примерно столько же времени он тратит и при вылете из московских аэропортов.

Удобнее всего, следует из документа, было бы летать из Нижнего Новгорода на восток: например, общее время путешествия из Москвы в Пекин через «Стригино» составит 6 ч 40 мин, а через «Шереметьево» - 7 ч 10 мин. Нижегородский аэропорт мог бы оттянуть на себя и чартерные, и бюджетные линии. Пассажир проголосует рублем, говорит начальник аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев: «Если совокупный тариф на поезд и самолет будет дешев, не исключено, что это сработает».

Представитель «Скоростных магистралей» (проектная компания ВСМ Москва - Казань, принадлежит РЖД) подтвердил интерес «Аэропортов регионов» (структура «Реновы», управляет «Стригино») к проекту ВСМ. РЖД рассчитывала построить дорогу к чемпионату мира по футболу 2018 г., в мае проект стоимостью свыше 1 трлн руб. прошел первую стадию оценки для получения средств из фонда национального благосостояния. Одобрено стратегическое обоснование, рассказывал замминистра экономического развития Николай Подгузов. Вторая стадия - комплексное обоснование, после нее правительство может принять решение финансировать проект.

Сотрудник «Аэропортов регионов» говорит, что если ВСМ будет одобрена, то его компания сама построит железнодорожную станцию в аэропорту. Сейчас в «Стригино» реконструкция: первая очередь нового терминала на 1,5 млн пассажиров в год, по словам представителя «Аэропортов регионов», появится к концу 2015 г. Расширение терминала предусматривается, но ускорить строительство «Аэропорты регионов» решатся только после одобрения проекта ВСМ в целом.

«Если ВСМ пройдет через аэропорт, то и железная дорога получит дополнительных пассажиров, и аэропорт - это синергия, - говорит Пантелеев. - А дальше замкнутый круг: с одной стороны, у «Стригино» нет развитого авиационного разлета и пока авиакомпании не рассматривают его как интересную точку, с другой - если ВСМ будет построена, то высока вероятность, что авиакомпании придут в Нижний Новгород. Это может быть интересно дискаунтерам».