Банки остерегаются Сечина

Lloyds Bank и HSBC, которые должны были предоставить ВР средства на покупку нефти и нефтепродуктов у «Роснефти», вышли из сделки
Между давними партнерами Игорем Сечиным (президент «Роснефти», слева) и Робертом Дадли (гендиректор BP) пролегла финансовая граница/ Olivia Harris/ Reuters

Британский Lloyds Bank отказался участвовать в сделке между ВР и «Роснефтью», сообщило Reuters. «Роснефть» вела переговоры с BP и нефтетрейдером Vitol о выделении до $4 млрд в счет будущих поставок нефти, а Lloyds, Deutsche Bank, HSBC и Bank of China выступали организаторами займа для BP на $1,5-2 млрд - на покупку нефти и нефтепродуктов у «Роснефти». Банкиры уверены, что сделка состоится, передает Reuters: «Уход Lloyds ничего не меняет».

«Норильский никель» никаких проблем с зарубежными банками не испытывает: никаких дополнительных требований в связи с введенными против российских политиков и бизнесменов санкциями не предъявляется, говорил «Ведомостям» на Петербургском экономическом форуме гендиректор и владелец компании Владимир Потанин, напротив, банки готовы предоставлять «Норильскому никелю» деньги на выгодных условиях.

Вслед за Lloyds выйти из сделки решила и HSBC Holdings, сообщило Bloomberg. Представители Lloyds, ВР и «Роснефти» от комментариев отказались. Представители Deutsche Bank, HSBC и Вank of China не ответили на запросы.

Lloyds, 25% которого принадлежит британскому правительству, учитывает политическую ситуацию вокруг России и не хочет ставить в неловкое положение правительство, сказал источник Reuters. Президент «Роснефти» Игорь Сечин попал в список лиц, против которых минфин США ввел санкции.

До сих пор не было прецедентов, чтобы из-за санкций банки отказывали в кредите, говорит Василий Танурков из «Велес капитала». «Роснефти» нужны средства на погашение долгов - в 2014 г. она должна выплатить еще 470 млрд руб. С рефинансированием проблем не будет, продолжает он: «Роснефть» получает предоплату от китайской CNPC (в I квартале - $12 млрд), а в случае необходимости сможет договориться о кредите с китайскими или российскими банками.

Возможности всех российских компаний на долговом рынке сузились из-за украинского фактора, сетует аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Дудкин: иностранные банки перестраховываются, опасаясь новых санкций. Санкции осложнили переговоры с зарубежными банками, рассказал «Ведомостям» человек из компании, которую санкции затронули: банкиры пытаются вписывать в договоры условия, которых никогда не было, например обращение взыскания на незаложенные активы. «Если дать банкирам возможность создать прецедент, ужесточить условия, они станут нормой для будущих договоров», - опасается он.

Санкции, в частности, введены против Геннадия Тимченко. Это не навредило бизнесу «Сибура», где Тимченко акционер, но заставило компанию чаще объяснять, действительно ли его доля - 32%, говорил гендиректор и миноритарий «Сибура» Дмитрий Конов, в частности, такие вопросы задавали американский потребитель упаковочной продукции «Сибура» и еще несколько американских компаний, все они остались довольны ответами. Представитель «Сибура» не комментирует сложности с кредитами в зарубежных банках.

Компании, которые напрямую не задеты санкциями, проблем с заемными средствами не испытывают, но не исключают их. «Процентная ставка компании - 3,17% в год. Это не трагично, но мы ожидаем удорожания заимствований, - говорил, например, гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков на Петербургском экономическом форуме (цитата по «Интерфаксу»). - Мы ожидаем, что могут быть определенные проблемы при финансовых заимствованиях».

«En+ в постоянном диалоге с банками, и я могу сказать, что пока фактор Украины никак не сказался», - заявил гендиректор En+ Максим Соков.