Иск за шоу двойников

Endemol через суд требует прекратить трансляцию шоу «Точь-в-точь» на «Первом канале». Эта передача, по мнению голландского производителя, - копия его оригинального формата

Испанское подразделение Endemol и его российская дочерняя компания «Вайт медиа» подали иск в Арбитражный суд Москвы против «Первого канала», сообщил Тимур Вайнштейн, основатель «Вайт медиа». В распоряжении «Ведомостей» есть копия первой страницы иска с отметкой суда. Истцы требуют признать, что шоу «Точь-в-точь», выходящее на этом канале, копирует Your face sounds familiar, оригинальный формат Endemol, и тем самым нарушает права этого голландского производителя. Также они настаивают, чтобы суд запретил дальнейшую трансляцию «Точь-в-точь». Требований материальной компенсации в этом иске нет, уточнил Вайнштейн, возможно, они появятся позднее. В базе арбитражного суда иск пока не опубликован. Представитель «Первого канала» сообщил, что телекомпания иск не получала.

Показ «Точь-в-точь» стартовал на «Первом канале» 2 марта. В телеролике канала было указано, что это «шоу перевоплощений». Представитель «Первого канала» тогда лишь уточнил, что это проект собственного производства, и от других комментариев отказался. В это воскресенье пройдет финал первого сезона шоу. Будет ли шоу продлено на второй сезон, пока неизвестно.

В тот же самый вечер, 2 марта, но часом раньше на «России 1» стартовал второй сезон другого музыкального шоу перевоплощений - «Один в один». Именно эту передачу Endemol называет официальной версией своего формата. Производит эту программу «Вайт медиа» Тимура Вайнштейна.

Причем первый сезон шоу «Один в один» показывала не «Россия 1», а как раз «Первый канал». Оно стало самой популярной телепередачей всего года. По данным TNS, «Один в один» посмотрел тогда почти каждый третий зритель страны старше 18 лет. Но в январе этого года «Вайт медиа» внезапно объявила, что договорилась о показе второго сезона на «России 1», и из этого вышел большой скандал.

Продюсеры, опрошенные «Ведомостями», говорили, что переход настолько популярного проекта с одного крупного канала на другой - практически беспрецедентный случай для российского телеэфира. Даже недовольные продюсеры обычно не решаются на полный разрыв отношений с каналом, говорил генпродюсер CTC Media Вячеслав Муругов. «Для «Первого» это, конечно, чувствительная потеря, но не убийственная - у канала есть другие сильные музыкальные шоу на замену «Повтори» и, конечно, замечательный «Голос», - указывал он.

Вайнштейн в январе настаивал, что перенес проект на другой канал исключительно из-за проблем в работе с «Первым», прежде всего из-за задержек платежей, а не потому, что ВГТРК предложила ему большую сумму за контракт. У шоу было 13 выпусков, каждый из которых стоил «Первому» 18 млн руб., рассказали источники «Ведомостей», близкие к правообладателю. Источник на «Первом» говорит, что сумма несколько меньше. Бюджет «Один в один» на «России 1» не больше, чем на «Первом», подтверждал заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников: «Мы не занимались перекупкой производителя, не обещали ему больше денег и не ломали рынок». С другой стороны, отношения «Вайт медиа» с ВГТРК более тесные, чем с «Первым»: Вайнштейн производит для «России 1» целый пакет проектов («Пепел», «Родина», «Екатерина» и др.).

О намерении подать в суд на «Первый канал» Endemol впервые сообщила в конце апреля. Тогда производитель заявил, что при создании шоу «Точь-в-точь» разрешения «Первым» у этой компании не запрашивались, никакие лицензии предоставлены не были. Факт производства и выпуска в эфир телевизионного шоу «Точь-в-точь», копирующего существенную часть оригинальной программы Your face sounds familiar, нарушает права Endemol как владельца исключительных прав на оригинальный формат и оригинальную программу, настаивает группа.