«Мы привыкли создавать все из ничего»

Создатели технологических стартапов вроде WhatsApp, FinGenius, Eset - из новой породы предпринимателей, которая появилась в Восточной Европе после краха социалистических систем
Ян Кум, американец украинского происхождения, продал свой проект WhatsApp за $19 млрд/ Angel Navarette/ Bloomberg

Дмитрий Аксенов вспоминает, как его отец, живший в селе на юге России, сооружал инкубатор для разведения цыплят. «Он всегда что-то строил, еще до моего рождения, когда делать бизнес в стране было запрещено», - говорит 21-летний Аксенов.

Сам Дмитрий каждый день после школы возился с машинами в инженерной компании, которую его отец создал после того, как рухнул Советский Союз и худо-бедно появились условия для коммерции. «Я с восьмилетнего возраста делал роботов, общался с лучшими инженерами, программистами и физиками», - продолжает рассказ Аксенов. Сейчас он возглавляет лондонскую компанию FinGenius - стартап, работающий с системами искусственного интеллекта. Операционной деятельностью стартапа занимается его партнер, 20-летний украинец Богдан Максак. Вместе они делают нечто вроде «Siri для банков».

На руинах системы

Основатели FinGenius - представители новой породы предпринимателей, которая появилась в странах Центральной и Восточной Европы, освободившихся от многолетнего гнета системы командного управления в экономике. «Остается огромная потребность в идеях и возможностях», - говорит Эрик Шмидт, генеральный директор Google. Эта компания на днях начала проект по поиску талантливых специалистов в регионе, получивший название «Новая Европа 100».

Предприниматели вроде Аксенова относятся к первому поколению людей, чье взросление пришлось на постсоветскую эпоху. Многие из них хорошо помнят лишения и первые коммерческие успехи своих родителей. И учились они в рамках постсоветской образовательной системы, поощряющей таланты в области математики и техники. «Эти разработчики - дети создателей ракет», - говорит украинец Тарас Филатов, один из основателей компании QuickBlox, предлагающей коммуникационные средства разработчикам приложений.

Дети дефицита

Говоря об историях успеха, можно упомянуть и стартап WhatsApp, созданный американцем украинского происхождения Яном Кумом и купленный за $19 млрд корпорацией Facebook. Хорошо известны также восточноевропейские поставщики систем информационной безопасности, в частности российская «Лаборатория Касперского», словацкая Eset и чешские AVG Technologies и Avast.

По мере расширения бизнеса восточноевропейские компании часто переносят свои штаб-квартиры в Великобританию или США, но ядро разработчиков обычно остается в родной стране. Здесь зарплаты у высококвалифицированных программистов невысоки, но при этом легче избежать опасности утечки кадров.

«Мы привыкли создавать все из ничего, - говорит эстонец Таавет Хинрикус, один из основателей стартапа TransferWise, специализирующегося на технологиях денежных переводов. - Мы выросли в условиях дефицита, а это хорошая закалка для предпринимателя». Эстония сумела переориентироваться и стать одним из мировых лидеров в области цифровой экономики. Президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес, заядлый пользователь Twitter, утверждает, что в его стране самый высокий показатель числа стартапов на единицу населения.

Менталитет меняется

Восточная Европа испытывает серьезные экономические трудности, население региона стареет, а национальный менталитет носит отпечаток эпохи политической несвободы. Свойственные многим жителям Восточной Европы недоверчивость и нежелание делиться информацией иногда тормозят развитие высокотехнологичных стартапов. Менталитет потихоньку меняется, но условия для роста экономики, основанной на обмене информацией, остаются плохими.

«Мы, восточноевропейцы, очень скрытны, - признает чех Ян Резаб, основатель аналитической компании Socialbakers. - Это наследие тоталитарной системы. Привычный образ мышления: я ничего никому не скажу, ни у кого не попрошу помощи и сам никому не помогу».

Геополитические пертурбации, связанные с Украиной, повлияли на развитие восточноевропейского высокотехнологического рынка неожиданным образом. По словам Хинрикуса, эстонские власти ведут переговоры по крайней мере с 10 стартапами из России и c Украины, заинтересованными в перемещении в страну с более открытым и стабильным обществом.

Филатов предложил своим разработчикам из восточных регионов Украины сменить место жительства. Один из них, пострадавший от действий донецких сепаратистов, сейчас работает в удаленном режиме из дома. С другой стороны, по словам Максака, конфликтные события в Киеве открыли интересные возможности для стартов, экспериментирующих с использованием квадрокоптеров и созданием новых сервисов в социальных сетях. Печальные события не помешали Максаку конструктивно сотрудничать с его российским коллегой по QuickBlox. «Хай-тек помогает упрочить экономическую и политическую стабильность, ведь если у людей есть деньги, их гораздо труднее подкупить, оболванить или настроить против кого-нибудь», - убежден Максак.