Двое вместо Грефа

Президент Сбербанка Герман Греф, контракт которого истекает в ноябре 2015 г., готовит себе преемника. Им может стать один из двух первых зампредов госбанка - Лев Хасис или Максим Полетаев
Каждый менеджер Сбербанка должен иметь двух преемников/ М. Стулов/ Ведомости

При Хасисе компания объединилась с «Пятерочкой» в Х5 Retail Group, а Хасис стал ее гендиректором. За пять лет под руководством Хасиса Х5 провела крупнейшие в истории отрасли сделки - купила сети гипермаркетов «Карусель» ($940 млн) и дискаунтеров «Копейка» ($1,65 млрд), а ее капитализация выросла в 10 раз - с $1,1 млрд до $11,2 млрд, выручка - в 4 раза, с $2,8 млрд до $11,3 млрд. Затем Хасис первым из россиян стал топ-менеджером глобальной корпорации - исполнительным директором по новым форматам Walmart. Есть у него и банковский опыт - в 90-х гг. он был управляющим Самарским филиалом АвтоВАЗбанка и вице-президентом Альфа-банка, - и опыт собственного бизнеса: он владел контрольным пакетом ЦУМа. В Сбербанке он курирует эффективность клиентских сервисов.

На случай своего ухода из Сбербанка Греф намерен подготовить себе преемников, рассказал предправления госбанка на годовом собрании акционеров в пятницу, отвечая на вопрос Айвараса Абромавичуса, партнера фонда East Capital (владеет 4,8% акций банка). Абромавичус поинтересовался, что будет со Сбербанком, когда его покинет Греф, и пожелал, чтобы была обеспечена политика преемственности.

Греф пообещал подготовить потенциального преемника на случай своего ухода. По стандартам госбанка у каждого менеджера должно быть по два преемника, рассказал он. Греф сообщил, что перед ним стоит задача положить акционерам на стол список фамилий. Основной акционер госбанка - Центробанк, (50% плюс 1 акция банка).

Впрочем, в ближайшие 1,5 года Греф не планирует покидать Сбербанк: его контракт истекает в ноябре 2015 г. К этому времени Греф должен подготовить преемников.

Кандидаты у него уже имеются, говорит человек, близкий к наблюдательному совету Сбербанка, это два первых зампреда правления - Лев Хасис и Максим Полетаев. Но будут ли они предложены акционерам в качестве кандидатов на пост в 2015 г., пока неизвестно, отметил он, добавляя, что акционеры, возможно, и не захотят менять первое лицо банка и продлят контракт, как это произошло в 2011 г., когда истек первый договор Грефа.

Кандидаты в преемники Грефа стали его первыми заместителями почти одновременно - летом 2013 г., но они шли к этому разными путями. Полетаев почти 20 лет делал карьеру в Сбербанке. В 1995 г. он пришел в Ярославский банк Сбербанка на должность начальника отдела анализа и маркетинга, затем возглавлял отдел размещения ресурсов, управление ценных бумаг. В 2000 г. стал зампредом правления Ярославского банка Сбербанка, а через два года возглавил Байкальский банк Сбербанка. В 2009 г. Полетаев был назначен на должность вице-президента, директора управления корпоративного развития Сбербанка. В том же году возглавил Московский банк Сбербанка. В 2013 г. он стал первым зампредом госбанка. Сейчас он курирует розничный и корпоративный бизнес госбанка.

Хасис же до прихода в Сбербанк 10 лет занимался продовольственной розницей. В 2002 г. он возглавил совет директоров принадлежавшей «Альфа-групп» сети «Перекресток».

После прихода Хасиса в Сбербанк несколько человек, близких к госбанку, называли его вероятным преемником Грефа во главе банка.

Греф заявил, что не хотел бы сейчас называть конкретных фамилий. По его словам, преемник не обязательно должен быть из Сбербанка, но это должен быть самый конкурентоспособный человек на рынке, а внутренние кандидаты за время работы в госбанке сильно растут.

В России дела с преемственностью руководства обстоят хуже, чем в других странах. Плановые, т. е. заранее прогнозируемые, замены первых лиц в России в 2013 г. происходили лишь в 40,9% случаев, подсчитали консультанты Strategy& (бывшая Booz & Co). Это меньше, чем в 2012 г. (42,9%) и чем в США и Канаде (69,2%), Западной Европе (51,5%), Японии (83,9%), Китае (85,7%), Бразилии и Индии (65,7%). В России недостаточно занимались и сейчас занимаются преемственностью руководства внутри компаний, подчеркивала Екатерина Козинченко, гендиректор российского офиса Strategy&. Процесс подготовки преемника на позицию гендиректора из нескольких внутренних кандидатов может занимать от 3 до 5 лет, напоминает партнер российского офиса Odgers Berndtson Федор Шеберстов.