Политэкономия: Полуостров Утопия

Как когда-то Екатерина хотела превратить Тавриду, по крайней мере в идеологическом смысле, в своего рода идеальную Россию и даже предприняла туда путешествие - что характерно, на галерах, - так и нынешнее руководство шлифует образ Крыма, как передовой рабочий любимую деталь. Сначала выпуск этой детали, чтобы не пропала поодиночке, придумали отрегулировать англосаксонским правом. Потом решили просто создать туристический рай для славянского братства, суженного до размеров «русского мира». Теперь вот Крым может стать полигоном для административного регулирования цен: ужаснувшись цене на авиаперелет в Симферополь, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил разобраться с причинами завышения цен.

С одной стороны, вроде как рыночная экономика на дворе. И любые попытки вникнуть в экономическую обоснованность цен напоминают стремление гуманитария разобрать компьютер на мелкие детали, чтобы понять, как он работает. С другой стороны, почему бы не изучить тогда природу ценообразования любых авиаперелетов внутри страны - тоже ведь русские люди летают. И почему бы, с точки зрения развития внутреннего туризма, не ввести англосаксонскую правовую систему на отдельно взятой Камчатке или вокруг озера Байкал. С третьей стороны, чем, с точки зрения улучшения обслуживания потребителей-россиян, билеты в Симферополь отличаются, например, от билетов в Хургаду: во все эти места летят наши соотечественники. Но получается, что кошелек летящего в Крым россиянина важнее для правительства, чем кошелек россиянина, летящего в Египет.

В общем, с Крымом руководство страны носится как с любимой игрушкой - вплоть до нарушения законов рыночной экономики и дискриминации населения, которое малодушно и недальновидно еще не приняло решения отдохнуть на полуострове. Потом об усилиях членов бывшего дуумвирата, глядишь, скажут, как у Высоцкого: «Было время, и цены снижали». На отдельно и отельно взятом полуострове Утопия. При этом крымские показатели, безусловно, будут учтены в общем индексе общероссийской инфляции, и она наконец снизится. Чтобы потом взять свое и вырасти снова. Как это бывает с любыми ценами, которые государство, впав в пагубную самонадеянность, пытается регулировать, в том числе с тарифами естественных монополий, бензином и проч.

Когда-то председатель Госкомцен Лира Розенова убедила свеженазначенного премьера Виктора Черномырдина в том, что после гайдаровской либерализации цены надо заморозить, и даже соответствующий документ уже был готов. Тогдашние оставшиеся в живых либералы нашли в себе смелость объяснить - именно объяснить - новому главе правительства, что последствия этих мер окажутся катастрофическими для экономики и потребителей. Именно потому, что он сам, Черномырдин, по его собственному высказыванию, за рынок, а не за базар. Виктор Степанович прислушался к советам и, главное, все понял.

Кто бы вот сейчас начальству объяснил, что рыночная экономика - она и в Крыму рыночная экономика. И полуостров Утопия не построить методами административного регулирования и идеологического обеспечения а-ля Екатерина II.