Пробка ценой 4,5 трлн

4,5 трлн руб. нужно потратить на решение транспортных проблем Москвы до 2020 г., оценили городские власти. Иначе город окончательно встанет в пробках
А.Астахова/ Ведомости

К 2025 г. дефицит транспортных мощностей в Москве может удвоиться, все больше москвичей будут тратить на дорогу на работу и домой более трех часов в день, на четверть увеличится время в пути на личном транспорте (до 75 минут). Такой сценарий ждет Москву, если не предпринять мер по решению транспортных проблем города, говорится в программе развития транспортной системы. Ее действие правительство продлило вчера на четыре года - до 2020 г.

Проблемы транспорта остаются самыми актуальными в городе, признал на заседании правительства Москвы мэр Сергей Собянин. Для улучшения ситуации власти предлагают две основные меры. Первая - увеличить на 40% мощности общественного транспорта, что должно позволить снизить среднее время поездки в часы пик до 55 минут с 60. Вторая - снизить долю поездок на личном транспорте: с 12 до 8% - внутри ТТК и с 26 до 18% - внутри МКАД.

Чтобы сделать общественный транспорт более популярным, власти обещают давать ему преимущества при проезде, строить новые станции метро, железнодорожные пути, реконструировать дороги, создавать единую систему транспортно-пересадочных узлов и парковочного пространства, развивать интеллектуальные системы управления движением, велосипедное движение и пешеходные зоны.

На реализацию программы в 2014-2020 гг. необходимо 3,7 трлн руб., в том числе из бюджета Москвы - 2,33 трлн руб., от частных инвесторов - 1,27 трлн. Бюджет всей программы с 2012 г. - 4,5 трлн руб. (см. график). Самая дорогая подпрограмма - строительство и реконструкция автодорог - 1,125 трлн руб. (всего с 2012 г. - 1,445 трлн). В частности, власти собираются уменьшить количество въезжающих в центр за счет развития хордовых дорог.

На втором месте по стоимости - метро, на него за семь лет до 2020 г. будет потрачен 1 трлн руб. из городского бюджета, 163 млрд вложат частники. Это прогноз, частные инвестиции могут быть выше, считает сотрудник мэрии. Он приводит в пример договоренности с китайскими CIF и CRCC, которые готовы вложить $2 млрд в строительство новой ветки на юго-западе столицы. О намерении инвестировать около 40 млрд руб. сообщала и компания Вадима Мошковича «Масштаб». Протяженность метро должна составить 459,5 км, наполняемость вагонов снизится на 14%.

Более чем вдвое увеличатся инвестиции в развитие городского наземного транспорта: в 2014 г. было вложено около 22 млрд руб., из них половина - от частных инвесторов, план к 2020 г. - 74 млрд (из них 62 млрд - частные). Город надеется переложить львиную долю затрат на покупку подвижного состава на инвесторов, также они будут обновлять парк такси. Количество легальных такси должно увеличиться с 37 000 до 55 000.

Программа на 2012-2016 гг. была принята в августе 2011 г. За это время, если верить проекту нового документа, инвестиции в транспортную систему города составили 737,5 млрд руб. Сами власти считают, что деньги потрачены эффективно. Среднее время поездки на общественном транспорте в часы пик из районов у МКАД до центра уменьшилось с 67 до 64 минут, а число пассажиров выросло с 5,03 до 5,26 млрд за год, сократилось количество заторов из-за аварий, указано в проекте. Сделан грандиозный сдвиг, но предстоит еще крайне сложная работа, говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

Одна из основных проблем - финансовая, продолжает ведущий аналитик S&P Александра Балод: инвестиции из бюджета Москвы вдвое превышают его годовой размер. Сейчас все регионы начинают осторожнее относиться к расходам из-за недостатка доходов и высоких затрат на исполнение инаугарационных указов Владимира Путина, продолжает Балод, при этом с начала года ставки по кредитам для них выросли на 1-2 п. п. Цифра выглядит нереалистичной с точки зрения возможности освоить такой объем инвестиций, заключает она.