Золушка в кафе

На Троицыном фестивале в Зальцбурге сыграли «Золушку» Россини, в которой героиня сказки стала сотрудницей общепита
В постановке Дамиано Микелетто Золушка попала в мир капитала/ Salzburger Festspiele/ Silvia Lelli

Троицын фестиваль в Зальцбурге - один из самых коротких в мире. В этот раз он длился пять дней, но, в принципе, все основные события можно посмотреть и за три. С тех пор как интендантом фестиваля стала Чечилия Бартоли, программа выглядит убедительнее, а ее успех у публики бесспорен. У нее появился герой - на этот раз Россини (в будущем году им станет Глюк). Показали две оперы - новую постановку («Золушка») и из запасов цюрихского театра (россиниевский «Отелло» - редкость в современном репертуаре).

Бартоли не ревнива: в концертной программе, где тоже царствовал Россини, участвовали и звезды Джойс ди Донато и Веселина Казарова, и молодой фортепианный гений Роберт Фрай. Сама Бартоли пела в операх. И если в «Отелло» надо было ждать третий акт, чтобы простить режиссерам - а это давние партнеры Бартоли Моше Ляйзер и Патрис Корье - известный консерватизм постановки, то в «Золушке» события развивались быстрее. Дамиано Микелетто поставил свой лучший спектакль в Зальцбурге, живой, динамичный и красивый (33-летний художник Паоло Фантин давно работает с Микелетто, делал с ним «Богему» и «Фальстафа» для летнего фестиваля). Действие перенесено в наши дни и начинается в захудалом кафе, где эксплуатируют Золушку, которая и официантка, и уборщица, а продолжается в дизайнерски отделанном баре-ресторане.

Россини создал «Золушку» за пять недель (впрочем, он любую оперу мог бы написать и за три), ее сюжет отличается от сказки Шарля Перро. Вместо мачехи злой отчим (блестящая партия итальянского баса Энцо Капуано) и пара отвратных сестер (почти комический дуэт боливийки Линетте Тапиа и американки Хиллари Саммерс). Канва узнаваема: богатый принц Дон Рамиро (мексиканский тенор Хавьер Камарена) ищет невесту, его слуга (Никола Алаимо) выдает себя за хозяина, а все кончается, как и должно быть в сказке: порок бессильно отступает перед лицом торжествующей добродетели. Сказочности происходящему добавляет и трансформация декораций, и настоящее, с битьем стекол, вторжение лимузина на сцену, и удачное использование света, создающего иллюзию нового, неведомого мира. Главным же событием вечера стал Хавьер Камарена - с таким голосом рождаются нечасто.

В апреле Камарена уже остановил представление «Золушки» в нью-йоркской «Метрополитен»: публика сошла с ума после арии Si, ritrovarla io giuro, тенору пришлось повторить ее на бис (что за 70 лет здесь случалось лишь дважды - с Паваротти и Хуаном Диего Флоресом, еще одним участником нынешней россиниады). В Зальцбурге спектакль останавливать не стали, но Камарена повторил хит на гала-концерте, все сборы от которого пошли в благотворительный фонд.

«Золушку» в Зальцбурге покажут также на летнем фестивале начиная с 21 августа