В Люцерне прошел фестиваль русской музыки

Ingo Hohn

Читать «Люцерн» Льва Толстого в отеле, где был написан знаменитый рассказ, полный отторжения европейской цивилизации? Но зал «Швайцерхофа», того самого, с упоминания которого начинаются записки князя Нехлюдова («Вчера вечером я приехал в Люцерн и остановился в лучшей здешней гостинице, «Швейцергофе»), был полон. Известный швейцарский актер Роберт Хунгер-Бюлер читал толстовскую прозу в сопровождении русской аккордеонистки Ксении Сидоровой. Аплодисменты достались обоим.

Чтения проходили в рамках фестиваля «Волшебное озеро», ставящего своей целью изучение взаимосвязей русской и мировой музыки. Он состоялся уже в третий раз и был посвящен наследию Чайковского и Рахманинова, Шостаковича и Вайнберга. Фестиваль проходит сразу в трех залах Люцерна, включая главное концертное пространство города - Центр культуры и конгрессов, построенный Жаном Нувелем. Среди его участников такие знаменитости, как пианист Николай Луганский, виолончелист Миша Майский и скрипач Гидон Кремер со своим оркестром «Кремерата Балтика». Одновременно организаторы приглашают и звезд нового поколения. Помимо Ксении Сидоровой (она исполнила, в частности, мировую премьеру «Сансары» 34-летнего донецкого композитора Артема Нижника) это и пианист Даниил Трифонов, и литовский дирижер Мирга Гражините-Тила. Головокружительная карьера Гражините-Тилы началась два года назад, когда она выиграла конкурс молодых дирижеров в Зальцбурге (и где с будущего года станет музыкальным директором в оперном театре, обойдя 140 претендентов на этот пост). Кажется, что драйва у нее пока что больше, чем мастерства, хотя сложностей она не боится. В программу, сыгранную в Люцерне с «Кремератой», вошли «Полночь в Риге» Артурса Маскатса, Серенада Бернстайна, Второй концерт для баяна и камерного оркестра Ефрема Подгайца Viva Voce (Ксения Сидорова опять обворожила публику), а также Четвертая Камерная симфония Мечислава (Моисея) Вайнберга.

Любимый композитор Шостаковича Вайнберг стал одним из главных героев люцернского фестиваля, его произведения звучали в показанных здесь кинофильмах (он сочинил музыку для «Винни-Пуха» и «Летят журавли»), их исполнял, в частности, бельгийский Данель-квартет. Последний известен ставшей уже хрестоматийной записью всех вайнберговских квартетов (вышли на немецком лейбле CPO). После выхода дисков квартет покинул виолончелист Ги Данель, пришедший на его место музыкант пока еще не стал полноценной ему заменой. Звучал Вайнберг и в рамках концерта-дискуссии, посвященного влиянию еврейской музыки на русскую. Фундаментальную статью-предуведомление к нему опубликовали в каталоге столь же внушительном, как и каталоги давно существующих фестивалей. Среди приглашенных к обсуждению участников был и англичанин Дэвид Фаннинг, автор единственной биографии Вайнберга, вышедшей уже на немецком и английском языках, но так и не переведенной пока в России.

Люцерн