Гроб с музыкой

Моцартовский Дон Жуан в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко закончил грешную жизнь под крышкой пианино
Олег Черноус

Сразу вслед за Большим театром, где поставили Cosi fan tutte, театр на Большой Дмитровке выпустил другую оперу Моцарта, но по той же схеме: иностранный дирижер плюс собственные певцы. Британец Уильям Лейси, как и его итальянский коллега в Большом, собственноручно аккомпанирует речитативы, а иногда и присоединяется к оркестру, который звучит подтянуто и слаженно. «Дон Жуан» - в меньшей степени ансамблевая опера, чем Cosi, но без точных ансамблей и здесь не обойтись, и они безупречно сделаны. Как и в Большом, поют два состава, порой смешиваясь: тон задает элегантный и звучный премьер-баритон театра Дмитрий Зуев в заглавной партии. Ему почти не проигрывают артисты второго состава, особенно хороша Донна Анна в исполнении Марии Макеевой - порывистая, страстная, с подвижным и большим голосом.

А вот на вид «Дон Жуан» по сравнению с роскошной постановкой Большого неказист. Зрительный образ спектакля задает сценография Адомаса Яцовскиса. Художник из драмы установил во всю высь сцены нечто вроде стены колумбария, с одной стороны закрытой корпусами десятков черных пианино, а с другой - увитой алым виноградом. В программке объясняется, что тот и другой образы присутствуют во снах мечтательных девушек, однако с Моцартом, в чью эпоху музыка принадлежала аристократам, мещанское пианино не вяжется. Режиссеру Александру Тителю осталось лишь пустить артистов гулять либо вокруг конструкции, либо внутри нее. Когда в ее же недрах пропадает Дон Жуан, за него особо не переживаешь, ибо адское пространство давно обжито.

Одна из мизансцен спектакля, впрочем, остроумно соответствует музыке. Существует традиция петь один из пассажей в конце арии Лепорелло с закрытым ртом. Титель выдумал наглядную причину: Лепорелло мычит, поскольку в этот момент занят лобызанием прекрасной ноги Донны Эльвиры.