Андрей Воробьев: «Московская область - уже не лоскутное одеяло», - Андрей Воробьев, губернатор Московской области

Нужно ли строить в области миллионы метров жилья, откуда у региона деньги на строительство дорог и зачем нужно дружить с китайцами, рассказывает Андрей Воробьев
М. Стулов/ Ведомости

Андрей Воробьев руководит Московской областью почти два года. Сначала он был исполняющим обязанности губернатора, а в сентябре прошлого года выиграл выборы, набрав почти 79% голосов. На обещания чиновник не скупился: увеличить бюджет региона до 1 трлн руб., улучшить транспортную ситуацию, построить детские сады и больницы. Сегодня на вопрос, что удалось сделать за этот период, он говорит, что находится только в начале пути и победы на фоне будущих изменений не радикальные. О том, какие перемены уже есть, а какие требуют усилий и времени, он рассказывает в интервью «Ведомостям».

1998

занял пост генерального директора ЗАО «Русская рыбная компания»

2000

назначен помощником вице-премьера Сергея Шойгу

2003

стал депутатом Государственной думы, дважды переизбирался

2011

руководитель фракции «Единая Россия», вице-спикер Госдумы

2013

стал губернатором Московской области

- Два года назад была поставлена задача увеличить бюджет за пять лет до 1 трлн руб. Как она выполняется?

- Такая цель стоит.

- Главное, чтобы она не переносилась все время.

- Знаете, главное, чтобы она реализовывалась из года в год. Конечно, речь идет о высоких темпах развития экономики, и с места в карьер мы не сможем это сделать. Должны быть подготовлены все необходимые сопутствующие процедуры. Московская область обладает уникальным потенциалом, это центр пересечения многих интересов, здесь сосредоточена интеллектуальная мощь страны. Если вы настойчиво будете спрашивать меня, когда я наберу триллион, точно год не назову. С уверенностью могу сказать: это произойдет, если мы будем следовать четкому плану. Это движение к цели позволит нам очень сильно измениться и самим: стать привлекательными и создать репутацию, которая обеспечит успех.

- Динамика есть?

- Мы за пять месяцев прибавили 6,7% по отношению к прошлому году. И это при сегодняшней экономической ситуации. Всегда хочется иметь больше - и желательно сразу. Нужны терпение и труд. Приведу цифры: объем инвестиций в основной капитал в 2013 г. составил 574,6 млрд руб., рост - 104,6% к уровню 2012 г. Инвестиции из-за рубежа составили $6,3 млрд с ростом на 136,9%, из них $1,7 млрд - прямые инвестиции. Сегодня наш экономический рост - около 4%. Это хорошо, но недостаточно. Нам нужен темп вдвое больше.

Удалось все. И ничего

- Область собирается объявить конкурс на разработку стратегии социально-экономического развития. Зачем она нужна?

- Такие планы есть. Мы встречались с пятеркой ведущих консалтинговых компаний. Нам не нужна программа, чтобы положить ее в стол. Нам нужен документ, обосновывающий наши действия и экономическими расчетами, и глубиной проработки. Потому что стоимость принятия решения в такой большой системе, как регион, колоссальная. Любому решению должен предшествовать всесторонний анализ, чтобы мы были убеждены: принимаемые меры эффективны.

- А если они скажут - неэффективны? Откажетесь?

- Конечно. А если не скажут? Все, что мы делаем, обсуждается. Проект стратегии будет состоять из двух частей: стратегии социально-экономического развития Московской области и инвестиционной стратегии Московской области. Так мы обозначим важнейший вектор развития для российских и иностранных инвестиций. Сейчас мы на пороге принятия решения о реализации опыта по государственно-частному партнерству по обеспечению жителей скорой помощью. Все 400 машин, которые придут, будут профинансированы частными инвесторами. Учитывая тариф, заложенный в системе здравоохранения, мы получим новые оснащенные машины. Рассматриваем проект строительства клинико-диагностических центров, ведем переговоры с тремя компаниями, в том числе и с компанией «Мать и дитя». В области онкологии, например, мы начинаем реализацию проекта по ядерной медицине. Обхаживаем одного очень мощного китайского автопроизводителя. Я бы не хотел раскрывать всех планов - везде конкуренция, все бьются за условия.

- А что область предлагает отличного от других регионов?

- С 1 января прошлого года инвесторам предоставлены льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество в зависимости от значимости их проектов. Введены понятия «стратегический» (5 млрд руб. инвестиций), «приоритетный» (2 млрд руб.) и «значимый» (300 млн руб.) проекты. Ставка налога на прибыль снижена на 4,5% по сравнению с существующей на срок до семи лет, ставка налога на имущество варьируется от 0 до 1,7% на срок до восьми лет.

- Вы руководите регионом почти два года. Что успели сделать за период, а что - нет?

- Удалось все. И ничего. Мы только в начале пути. Мы поставили себе задачу стать лучшими. Это значит, что по основным показателям (продолжительность жизни, достаток, число рабочих мест, облик городов, безопасность) регион должен соответствовать самым высоким стандартам. Сейчас мы открываем практики общих врачей - их 29, а нужны сотни. Создаем сеть сосудистых центров - открыли пять, в плане - еще восемь. В прошлом году открыли 100 детских садов. Строим мосты, дороги, детские сады. Победы есть, но на фоне будущих изменений они не радикальные. Главное - удалось предложить идеологию лидерства и жители ее поддержали.

Электрички, метро и трамваи

- Вы сказали, что строите мосты и дороги. Транспортных проблем много, но бюджет всей области меньше адресно-инвестиционной программы Москвы. Как расставляете приоритеты?

- Наш бюджет - второй [по величине] в стране, но он гораздо меньше столичного, и, конечно, возможности Москвы гораздо шире. Но это сегодня. Мы стараемся наращивать нашу базу. И, конечно, опираемся на поддержку президента и федеральных органов власти. Благодаря этому на территории области сегодня реализуется ряд программ: это строительство 330 км ЦКАД; 240 млрд руб. выделено на развитие пригородного сообщения; это реконструкция вылетных магистралей и строительство переездов.

- Какую денежную поддержку область получает из федерального центра?

- В прошлом году - свыше 50 млрд руб. В этом году планируется немного меньше - около 35-40 млрд руб., так как завершен ряд государственных программ.

- Расскажите подробнее про развитие пригородного сообщения.

- Мы хотим создать в области систему, которая предполагает изменение интервалов движения электричек: в часы пик они будут достигать трех-пяти минут. Сейчас в часы пик попасть в электричку можно только с разбега, вот почему это для нас критически важный проект. Он реализуется совместно с Москвой, РЖД и Московской областью. Нужно построить дополнительные пути по основным направлениям - в сторону Королева, Мытищ. Например, в Химки уже проложили, а в сторону Зеленограда - в полном разгаре. На очереди Одинцово и Балашиха. Проект должен быть завершен в течение пяти лет. Идея построить метро в Подмосковье, возможно, кажется слишком смелой, но она мне нравится. Все современные и успешные мегаполисы развиваются именно так - когда создается система чистого, удобного, доступного и безбарьерного общественного транспорта.

- Вы планировали построить кольцевую линию трамвая. В каком состоянии этот проект?

- Еще в 2007 г. в схеме территориального планирования были заложены коридоры под строительство кольцевой линии скоростного трамвая в Подмосковье. Сегодня этот проект становится составной частью системы легкого метро, которую мы будем создавать в Подмосковье. В максимальной стадии проработки сейчас находятся два участка: Мытищи - Пушкино - Фрязино - Щелково - Балашиха и Подольск - Домодедово - аэропорт «Домодедово». Это кольцевая линия. Есть еще два варианта: скоростной наземный трамвай, который может приходить к метро (например, проект «Стрела» в Химках), и метро, которое может прийти в область. Сейчас мы обсуждаем с Москвой первый вариант: чтобы трамвай подходил к станциям метро. Надеюсь, Москва пойдет нам навстречу. Трамвайные пути пройдут по металлическим опорам, стоимость 1 км - около $24 млн, что в разы дешевле строительства метро и, конечно, намного быстрее по срокам. На Петербургском форуме мы провели первые переговоры по этому проекту с Siemens, на этой неделе запланирована поездка в Дюссельдорф для более детальной проработки технических вопросов. Кроме того, есть серьезный интерес китайских компаний, речь идет как о строительстве путей, так и о подвижном составе.

- Какая форма сотрудничества обсуждается с Siemens?

- Можно рассматривать как государственно-частное партнерство. Одно из условий работы с Siemens - обязательное нахождение предприятий в области. Инвестиции в проект могут составить 240-300 млрд руб. Это большие средства, но я считаю, что плотность населения в области будет расти и дальше.

- Такие инвестиции область сама не осилит. Как к этой идее относятся федеральные власти?

- Концепцию создания уже поддержал президент России.

Видимое и невидимое

- Самая острая транспортная проблема в области, пожалуй, это переезды. Что с ними?

- В области 400 переездов. Некоторые из них закрыты по 10 и более часов в день. Это создает огромные трудности для жителей. В первоочередном порядке мы должны решить проблему 17 переездов, на которых скапливается наибольшее количество автомобилей. Семь путепроводов уже строятся, а реконструкция еще пяти начнется в следующем году. Стоимость каждого объекта - 2-5 млрд руб. Благодаря решению президента мы осуществляем софинансирование. Один путепровод будет сдан в этом году - в Долгопрудном, еще шесть - в следующем.

- А что с остальными?

- Реконструкция переездов требует колоссальных денег, а их нет. Поэтому мы рассматриваем государственно-частное партнерство по созданию платных переездов. Летом планируем выставить на торги первые переезды на основе ГЧП. Желающие инвестировать есть, но называть их сейчас не хотелось бы.

Работы по всем вылетным трассам синхронизированы с Москвой. Они ведутся за счет федерального бюджета. Минское и Ярославское шоссе должны быть завершены в конце 2015 г. Идет реконструкция Дмитровского шоссе, Новой Риги, строится платная трасса Москва - Санкт-Петербург, более известная как обход Химок. В сентябре завершится экспертиза проекта реконструкции Каширского шоссе, в декабре - Волоколамского.

- Появится ли новая дорога рядом с Щелковским шоссе?

- У нас два самых загруженных направления - это ленинградское и горьковское. У Минтранса и госкомпании «Автодор» есть готовность построить 19 км дороги, расширив Щелковское шоссе, что позволит облегчить ситуацию на горьковском направлении. Новая трасса сможет пропускать до 80 000 автомобилей в сутки. Участок трассы проходит по границе национального парка «Лосиный остров», поэтому сейчас мы работаем с Минприроды РФ. Даем большую компенсацию взамен изымаемых 30 га.

- Как выстроено взаимодействие Московской области с «Автодором» по проекту ЦКАД? Решен ли вопрос с участком реликтовой лиственницы на маршруте четвертой секции ЦКАД? Есть ли проблемы с выкупом земель?

- Лес нам удалось спасти: 6-7 км пути пойдут в обход этого питомника, мы благодарны тем, кто проектировал эту дорогу. Сейчас идет самая сложная и невидимая часть работы - расчистка территории. Со своей стороны оказываем максимальное содействие. Вот недавно в одном поселении взяли и построили дом в зоне отчуждения. За что глава поселения был наказан. Вся территория вокруг ЦКАД становится «золотой» - и много людей, которые ищут свой корыстный интерес. Мы пытаемся это отслеживать и пресекать.

Невозможное и возможное

- Вы недавно ездили в Китай. Искали инвесторов?

- Подмосковье - побратим с провинцией Цзянсу (под Шанхаем), где живет около 20 млн человек. Это одна из самых мощных китайских провинций с ВРП около $1 трлн. Мы подписали соглашение о сотрудничестве и создали двустороннюю межправительственную комиссию. Ценность нашей поездки заключается в том, что мы познакомились с самым успешным в мире опытом создания индустриального парка - Су Джоу. Это территория, которая за 20 лет совершила гигантский прорыв - начало ему положила встреча Ли Куан Ю и Дэн Сяо Пина, которые в 1994 г. подписали договор о ее развитии. Репутация и авторитет создателя «сингапурского чуда» Ли Куан Ю привлекли к участию в проекте множество компаний. Сегодня бюджет парка на площади 2800 га насчитывает $40 млрд. В июле ждем большую делегацию из Цзянсу, цель которой - договориться о сотрудничестве по созданию такого же парка в области. Мы считаем, что такая инвестиционная модель позволяет обеспечить экономический прорыв и наполнение бюджета.

- Где будет эта площадка?

- Это может быть одна из площадок на территории парка «Россия». Парк - не история про карусели. Да, там должно быть место нашей истории и культуре. И развлечения там должны быть. Но в первую очередь - создание рабочих мест, территории, где будет производиться конкурентоспособная продукция. Плюс комфортное жилье. И, конечно, на качественном уровне должна быть обеспечена транспортная доступность Москвы и аэропорта.

- Амбициозная задача.

- Не надо бояться смелых идей, то, что кажется сегодня невозможным, завтра удивляет своей простотой.

- Наверное, нужно в это сильно верить.

- Я верю. Как верю в создание «Сити» в Подмосковье. Наша программа имеет четко выстроенную экономическую модель. Смысл ее в том, что человеку удобно жить там, где он работает, и работать там, где он живет. У нас несколько территорий, где мы хотим построить штаб-квартиры или бэк-офисы ведущих мировых компаний. Не просто будем уговаривать эти компании, но и предложим конкурентоспособные цены - от 12 000 до 15 000 руб. за 1 м в год. В конце июня проводится уже первый конкурс по Одинцово-1. Готовятся конкурсы в Котельниках, Красногорске, Мытищах, Железнодорожном. Там мы будем создать деловые кластеры.

- Пока вы не разберетесь с дорогами, туда никто не приедет.

- Должны быть альтернативные виды транспорта. Во всем мире существует определенная политика - где-то ограничения, где-то плата за въезд, но везде есть удобный общественный транспорт.

- Что вы делаете в этом направлении?

- В области ежедневно курсируют 500 поездов (оператор ЦППК) и 6500 автобусов («Мострансавто»). У нас принята долгосрочная программа обновления состава, 30-летние автобусы и безнадежно устаревшие электрички должны смениться комфортными и современными. Сейчас мы на пороге подписания с ЦППК 15-летнего контракта, который позволит нам обновить подвижной состав, сохранив тарифы на допустимом уровне. В 2014 г. появятся 40 поездов по разным направлениям.

Наверняка нас кто-то разлюбил

- Область - рекордсмен в стране по вводу жилья. Покупают жилье в основном приезжие. Это хорошо или плохо для региона?

- По структуре продаж: 50% квартир покупают москвичи, 25-30% - приезжие, остальное - жители Подмосковья. Конечно, это влечет огромную нагрузку и на систему жизнеобеспечения, на ЖКХ, социальную инфраструктуру, поэтому нам важно держать высокий уровень инфраструктуры, чтобы жители не находились в плену чудовищных неудобств. А это большая нагрузка для региона, и она требует больших вложений. Эту проблему мы отчасти решаем, нагружая инвесторов в рамках договоров о развитии застроенных территорий.

- А наоборот вы не хотели сделать? Ограничить количество квадратных метров?

- Нет. Конечно, нам важно, чтобы возможность въехать в новый дом имели в первую очередь коренные жители Подмосковья. Но в то же время важно восполнить кадровый голод. Есть тенденция, что к нам переезжает много молодых семей из столицы: это врачи, инженеры и другие востребованные специалисты. Безусловно, это приобретение для нас. Следующим шагом станет их трудоустройство по месту жительства. Мы создали первые 12 индустриальных парков. В каждом муниципалитете готовятся территории для создания рабочих мест.

В то же время, если говорить о строительстве недвижимости, из 18 млн кв. м, которые мы рассмотрели на градсовете, отклонено 10 млн кв. м. Могу сказать, что за полтора года работы градсовета наверняка нас кто-то разлюбил, но мы привнесли в бюджет порядка 45-50 млрд руб.

- Каким образом?

- Исходя из расчетной доходности проекта, мы рекомендуем построить столько-то школ, столько-то детских садов и т. д. Надо отдать должное девелоперам: они приняли эти правила и идут навстречу. Сегодня самые высокие цены в городах, прилегающих к Москве. Спрос наталкивается на неудобства. Например, в Балашихе стоимость метра снизилась с 90 000-80 000 до 70 000-60 000 руб. Потому что люди просто не могут выехать из города. Это лишь подтверждает нашу политику, что все должно происходить с умом, а не хищническим образом, когда только одна цель - снять маржу с квадратного метра и чтобы она была 30-50%. С такими настроениями мы боремся и предлагаем ведущим компаниям культуру освоения территорий в области. Чтобы и фасады, и внутренний облик радовал - мы же для себя строим.

- Как приводите в порядок рынки?

- В прошлом году мы с правоохранительными органами провели колоссальную работу, которая продолжается и сейчас. Результат - 140 незаконных рынков закрыто, 100 проводят реконструкцию, восемь прекращают свою деятельность. А на месте тех гигантских барахолок, которые прилегали к МКАД, сегодня строятся современные торговые комплексы - переформатировано 18 таких рынков. Их владельцы пошли нам навстречу, и мы им за это благодарны.

Перед нами появился еще один вызов на горизонте - это бесчисленное количество разномастных киосков и ларьков. Они продают что ни попадя. Такую незаконную торговлю на территории городов будем пресекать. До конца года разработаем схему размещения павильонов, их метраж, внешний облик. Каждый глава муниципалитета должен будет реализовать единую программу по созданию цивилизованной розничной торговли на улицах. Этот вопрос беспокоит жителей, и они постоянно адресуют его нам.

Кулуары под запретом

- Московская область одной из первых определилась с моделями формирования местного самоуправления и оставила прямые выборы мэра только в одном городе - Реутове. Почему?

- О Подмосковье раньше часто говорили как о лоскутном одеяле. Все муниципалитеты были сами по себе. Этого уже нет. С декабря прошлого года мы проводим существенную оптимизацию системы местного самоуправления, смысл которой в укрупнении муниципалитетов, создании единых администраций. Мы экономим большие деньги на содержании аппарата, мы привлекаем высокопрофессиональных специалистов. А по поводу прямых выборов только в Реутове хочу возразить. У нас прямые выборы мэров в Подольске, Звенигороде, Жуковском, Дзержинском, Домодедове, Сергиевом Посаде, Железнодорожном, Серпухове. Этот список можно продолжить. При этом мы полностью поддерживаем курс федерального центра на деполитизацию, будем и дальше внедрять институт сити-менеджеров как зарекомендовавший себя на территории Московской области. А вообще, прямые выборы глав у нас сегодня в 56 из 71 муниципалитета.

- Кто именно принимал решение, где сохранять выборы, где нет, - неужели сами муниципалитеты? Можете назвать тех, кто поддержал отмену выборов?

- Обсуждение этого вопроса с муниципалитетами мы начали еще в декабре прошлого года. Ни одно решение не было принято кулуарно. В области 359 муниципальных образований, только этой осенью пройдет 410 избирательных кампаний. О какой отмене выборов может идти речь? И в Реутове жители выберут мэра в сентябре. Но говоря о прямых выборах, не нужно забывать, что некоторые из них проходят при явке в 10-12%. То есть, может, они и называются прямыми, но являются ли таковыми на самом деле? Главное, чего хотят люди? Чтобы улучшалось качество жизни: подъезд, ЖКХ, двор, парковка, озеленение и т. д. Именно работа на земле самая важная и ответственная работа. Сейчас мы работаем в партнерском ключе, т. е. глава муниципалитета для меня - это первый партнер.

- Муниципалитеты довольны вашими реформами?

- Сказать, что мне аплодируют, не могу, но главы муниципалитетов приняли перемены. И эта работа приносит результаты. В том числе и главам - в виде повышения доверия со стороны жителей. Мы начали работать с имуществом, землей, начали настойчиво предлагать платить людям налоги там, где они живут. Это еще один источник пополнения муниципальных бюджетов.

- Есть ощущение, что отношения с мэром Москвы Сергеем Собяниным стали прохладнее. Давно не проводили совместных коллегий, например.

- Работа основана на взаимопонимании, но, конечно, при этом есть интересы Москвы, а есть интересы Подмосковья. Не скрою, конфликты интересов по ряду вопросов возникают. Но Сергей Семенович - человек государственного мышления, и я стараюсь руководствоваться интересами не только области, но и всего столичного региона. Поэтому решения, которые поддержаны на федеральном уровне, для нас с ним руководство к действию.