Пансион барокко

Событием фестиваля современной музыки в московском театре «Новая опера» стал спектакль Dido - «Дидона и Эней» Перселла с прологом Майкла Наймана

Бывало ли такое после «Силы судьбы» Верди: маститый европейский композитор пишет по российскому заказу произведение для российского театра? Майкл Найман написал - пусть только получасовой пролог к великой опере Перселла, однако прецедент создан.

В прологе рассказывается история подготовки премьеры «Дидоны и Энея» в пансионе благородных девиц в Челси в 1689 г. Придворный композитор Перселл, автор многочисленных «масок», написал свою единственную оперу по заказу директора пансиона Джозиаса Приста. В прологе Наймана под грохот шекспировской бури на сцене появляются Прист, певец-звезда Генри Боуман, которому предстоит исполнить партию Энея, ну и, разумеется, многочисленные благородные девицы. Компактная история кастинга включает в себя сразу многое - историю творческого замысла, влюбленности, козней, интриг и растерянности перед судьбой. Персонажи пролога без перерыва становятся героями оперы Перселла.

Наталия Анастасьева-Лайнер (автор проекта и режиссер) и художник Юрий Хариков оказались в прошлом так же просто, как английский композитор - в России. Ни одной актуальной аллюзии в постановке - и полная свобода владения мировой культурой. Хариков легко и виртуозно складывает мотивы древнегреческие и египетские с живописью Леже и других художников новейшего времени.

У спектакля есть и другая предыстория: «Дидона и Эней» Перселла (еще без пролога Наймана) прозвучала в фойе и на лестницах «Новой оперы» еще в 1999 г. Полуконцертную постановку делала все та же Наталия Анастасьева, дирижировал Дмитрий Волосников. Важно понять, что за это время барочное исполнительство в России сделало мощный рывок. Теодор Курентзис записал в 2008 г. с Симоной Кермес «Дидону и Энея» для лейбла Alpha, удивив европейский музыкальный мир. В Москве оперу Перселла он тоже исполнял - с авторитетной английской певицей Эммой Киркби. Но не только Курентзис и его новосибирская, а теперь пермская MusicAeterna сдвинули барочное дело. К ним прибавились московский оркестр Pratum integrum и другие молодые коллективы. Оркестр Musica viva, в 1990-е воспринимавшийся как безнадежно провинциальный, теперь образцовый европейский оркестр. «Новая опера» и Дмитрий Волосников взяли еще один, принципиальный рубеж: теперь барокко играют и поют не специализирующиеся на стиле певцы и музыканты, а обычный оперный оркестр, обычный оперный хор и обычные оперные певцы и у них это получается.

Уместной оказалась и вольность: в «Дидону и Энея» включили арию Духа холода из «Короля Артура», чей трагический пафос ужился с известной рок-н-ролльностью, через которую нашли друг друга Генри Перселл и Майкл Найман - когда-то в фильмах Питера Гринуэя, а теперь и на сцене московской «Новой оперы».