Пансионат барокко

Событием фестиваля современной музыки в театре «Новая опера» стал спектакль Dido - «Дидона и Эней» Перселла с прологом Майкла Наймана
Дидона и Эней впервые встречаются на кастинге/ Даниил Кочетков

Бывало ли такое после «Силы судьбы» Верди: маститый европейский композитор пишет по российскому заказу произведение для российского театра? Майкл Найман написал - пусть только получасовой пролог к великой опере Перселла, однако прецедент создан. Благодарить за это мы должны режиссера Наталию Анастасьеву-Лайнер, которая редко, но систематично ставит под вывеской «Маленького мирового театра» оперные произведения ХХ в. Одним из таковых была опера Наймана «Человек, который принял свою жену за шляпу». В 2003 г. композитор приехал в Москву на премьеру и, пленившись постановкой, согласился написать новую вещь. Вскоре подоспело либретто Веры Павловой, Стивен Сеймур перевел его на английский. Премьера должна была состояться в Перми, но прошло только концертное исполнение. И вот - в России надо жить долго - спектакль в «Новой опере» на фестивале «Сад оперы».

В прологе рассказывается история подготовки премьеры «Дидоны и Энея» в пансионате благородных девиц в Челси в 1689 г. Придворный композитор Перселл, автор многочисленных «масок», написал свою единственную оперу по заказу директора пансионата Джозиаса Приста. В прологе Наймана под грохот шекспировской бури на сцене появляются Прист, певец-звезда Генри Боуман, которому предстоит исполнить партию Энея, ну и, разумеется, многочисленные благородные девицы. Компактная история кастинга включает в себя сразу многое - историю творческого замысла, влюбленности, козней, интриг и растерянности перед судьбой. Персонажи Пролога без перерыва становятся героями оперы Перселла, в которой те же мотивы обретают мифологические, роковые масштабы.

Наталия Анастасьева-Лайнер (автор проекта и режиссер) и художник Юрий Хариков оказались в прошлом так же просто, как английский композитор - в России. Ни одной актуальной аллюзии в постановке - и полная свобода владения мировой культурой. Хариков легко и виртуозно складывает мотивы древнегреческие и египетские с живописью Леже и других художников новейшего времени, создавая стиль приподнятый и аристократичный.

У спектакля есть и другая предыстория: «Дидона и Эней» Перселла (еще без пролога Наймана) прозвучала в фойе и на лестницах «Новой оперы» еще в 1999 г. Полуконцертную постановку делала все та же Наталия Анастасьева, дирижировал Дмитрий Волосников. Уже тогда это была профессиональная музыкальная работа, но музыкальный результат тогда и сегодня - это небо и земля. Важно понять, что за это время барочное исполнительство в России сделало мощный рывок. Теодор Курентзис записал в 2008 г. с Симоной Кермес «Дидону и Энея» для лейбла Alpha, удивив европейский музыкальный мир. В Москве оперу Перселла он тоже исполнял - с авторитетной английской певицей Эммой Киркби. Но не только Курентзис и его новосибирская, а теперь пермская MusicAeterna сдвинули барочное дело. К ним прибавились московский оркестр Pratum integrum и другие молодые коллективы. Оркестр Musica viva, в 1990-е воспринимавшийся как безнадежно провинциальный, теперь образцовый европейский оркестр. «Новая опера» и Дмитрий Волосников взяли еще один, принципиальный рубеж: теперь барокко играют и поют не специализирующиеся на стиле певцы и музыканты, а обычный оперный оркестр, обычный оперный хор и обычные оперные певцы, и у них это получается. Может быть, звук у Виктории Яровой (Дидона) и Ильи Кузьмина (Эней) еще чуть-чуть по-русски крупный, но как стильно и тонко звучит хор и каких красок Волосников добился от оркестра, в который попали положенные лютня и клавесин, и как прелестно, словно на фидле, музицировал скрипач в сценическом ансамбле.

Уместной оказалась и вольность: в «Дидону и Энея» включили арию Духа холода из «Короля Артура», чей трагический пафос ужился с известной рок-н-ролльностью, через которую нашли друг друга Генри Перселл и Майкл Найман - когда-то в фильмах Питера Гринуэя, а теперь и на сцене московской «Новой оперы».