«Роснефть» экономит на вагонах
Пока РЖД убеждает правительство увеличить стоимость железнодорожных перевозок нефтяных грузов, «Роснефть» сокращает затраты на них за счет увеличения загрузки цистерн«Роснефть» собирается экономить на перевозке нефтепродуктов железнодорожным транспортом, следует из материалов компании. В частности, в 2014-2016 гг. планирует снизить стоимость перевозок нефтепродуктов по железной дороге на 2,7 млрд руб. за счет перезаключения контрактов с операторами на тендерах. Также компания собирается увеличить объемы групповых отправок грузов, использовать цистерны большего объема, уточнил представитель «Роснефти», но общую сумму сокращения издержек на железнодорожный транспорт он не назвал.
В целях экономии «Роснефть» начала применять технологию тепловизионного контроля (позволяет контролировать объем топлива, которое заливается в цистерну) на Куйбышевском, Новокуйбышевском, Сызранском заводах и в Ангарской нефтехимической компании, сообщила компания. Ранее эта технология применялась на Рязанском НПЗ. Всего в 2014 г. за счет увеличения загрузки цистерн компания планирует сэкономить на железнодорожных перевозках 100 млн руб. Стоимость железнодорожной перевозки темных нефтепродуктов рассчитывается исходя не из фактического веса перевозимого груза, а из грузоподъемности цистерны, поясняет «Роснефть» в сообщении. Таким образом, в случае недоналива до оптимального уровня грузоотправитель оплачивает «перевозку воздуха», отмечает компания.
Сократить стоимость экспортных железнодорожных перевозок «Роснефть» сможет за счет переключения части объемов на речной транспорт, говорит человек, близкий к «Роснефти». По его данным, в 2014 г. поставки нефтепродуктов по реке могут вырасти на 70% до 6 млн т. Еще одна важная составляющая сокращения расходов на транспортировку - маршрутизации перевозок, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Перебросить значительные объемы на трубопроводный транспорт «Роснефть» не может - приходится договариваться о строительстве трубы с «Транснефтью», отмечает источник, близкий к нефтяной компании.
По железной дороге «Роснефть» возит в основном нефтепродукты от своих НПЗ на экспорт: в 2013 г. - 73,5% от общего общего объема перевозок (см. график), говорится в материалах «Роснефти». Причем в 2014 г. этот объем вырос на 48% по сравнению с 2012 г. до 27 млн т. Нефть же в основном экспортируется трубопроводным транспортом - 94,5% (92 млн т) в 2013 г., железной дорогой и по воде - только 5,4 млн т. «Роснефть» отмечает рост затрат на экспортные перевозки железнодорожным транспортом на 8% до 1880 руб. за 1 т. Тогда как стоимость поставок нефтепродуктов на экспорт по трубе снизилась на 12,1% (2100 руб. за 1 т).
Осенью 2013 г. правительство заморозило тарифы на услуги естественных монополий (в том числе РЖД), но руководство РЖД предложило повысить стоимость перевозок нефти и нефтепродуктов на 6%, чтобы компенсировать потери монополии (это дало бы 16 млрд руб.). Но нефтяные компании, в том числе «Роснефть», были против. Теперь РЖД настаивает на индексации экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов на 13% с августа. Но решение не принято, признавался в интервью «Ведомостям» президент РЖД Владимир Якунин.