«Роснефть» экономит на вагонах

Пока РЖД убеждает правительство увеличить стоимость железнодорожных перевозок нефтяных грузов, «Роснефть» сокращает затраты на них за счет увеличения загрузки цистерн
РЖД хочет индексировать тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов с августа/ Д. Абрамов/ Ведомости

«Роснефть» собирается экономить на перевозке нефтепродуктов железнодорожным транспортом, следует из материалов компании. В частности, в 2014-2016 гг. планирует снизить стоимость перевозок нефтепродуктов по железной дороге на 2,7 млрд руб. за счет перезаключения контрактов с операторами на тендерах. Также компания собирается увеличить объемы групповых отправок грузов, использовать цистерны большего объема, уточнил представитель «Роснефти», но общую сумму сокращения издержек на железнодорожный транспорт он не назвал.

В целях экономии «Роснефть» начала применять технологию тепловизионного контроля (позволяет контролировать объем топлива, которое заливается в цистерну) на Куйбышевском, Новокуйбышевском, Сызранском заводах и в Ангарской нефтехимической компании, сообщила компания. Ранее эта технология применялась на Рязанском НПЗ. Всего в 2014 г. за счет увеличения загрузки цистерн компания планирует сэкономить на железнодорожных перевозках 100 млн руб. Стоимость железнодорожной перевозки темных нефтепродуктов рассчитывается исходя не из фактического веса перевозимого груза, а из грузоподъемности цистерны, поясняет «Роснефть» в сообщении. Таким образом, в случае недоналива до оптимального уровня грузоотправитель оплачивает «перевозку воздуха», отмечает компания.

Сократить стоимость экспортных железнодорожных перевозок «Роснефть» сможет за счет переключения части объемов на речной транспорт, говорит человек, близкий к «Роснефти». По его данным, в 2014 г. поставки нефтепродуктов по реке могут вырасти на 70% до 6 млн т. Еще одна важная составляющая сокращения расходов на транспортировку - маршрутизации перевозок, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Перебросить значительные объемы на трубопроводный транспорт «Роснефть» не может - приходится договариваться о строительстве трубы с «Транснефтью», отмечает источник, близкий к нефтяной компании.

По железной дороге «Роснефть» возит в основном нефтепродукты от своих НПЗ на экспорт: в 2013 г. - 73,5% от общего общего объема перевозок (см. график), говорится в материалах «Роснефти». Причем в 2014 г. этот объем вырос на 48% по сравнению с 2012 г. до 27 млн т. Нефть же в основном экспортируется трубопроводным транспортом - 94,5% (92 млн т) в 2013 г., железной дорогой и по воде - только 5,4 млн т. «Роснефть» отмечает рост затрат на экспортные перевозки железнодорожным транспортом на 8% до 1880 руб. за 1 т. Тогда как стоимость поставок нефтепродуктов на экспорт по трубе снизилась на 12,1% (2100 руб. за 1 т).

Осенью 2013 г. правительство заморозило тарифы на услуги естественных монополий (в том числе РЖД), но руководство РЖД предложило повысить стоимость перевозок нефти и нефтепродуктов на 6%, чтобы компенсировать потери монополии (это дало бы 16 млрд руб.). Но нефтяные компании, в том числе «Роснефть», были против. Теперь РЖД настаивает на индексации экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов на 13% с августа. Но решение не принято, признавался в интервью «Ведомостям» президент РЖД Владимир Якунин.