Суть дела: Будущее уже наступило?

Бенжамин Торонто, директор департамента продвижения серверных продуктов Microsoft в России

Microsoft Corporation

IT-компания. Акционеры (данные компании на 13 сентября 2013 г.): 8,54% акций принадлежит менеджменту (в том числе председателю совета директоров Биллу Гейтсу - 4,52%, генеральному директору Стиву Балмеру - 3,99%), остальные акции - в свободном обращении. Капитализация - $341,2 млрд. Финансовые показатели (девять месяцев финансового года, завершившиеся 31 марта 2014 г.): выручка - $63,5 млрд, чистая прибыль - $17,5 млрд.

Думаю, что всем нам, как лидерам сферы IT, следует ответить на предложенный жизнью вопрос: наступило ли будущее уже сегодня?

Сегодняшние технологии изменили не только нашу личную жизнь, но и то, как мы работаем. Гаджетов становится все больше, сами они становятся меньше, умнее, быстрее и дешевле, чем 10 лет назад.

Опрос IT-специалистов в 17 странах показал, что 53% из них используют для работы не менее трех устройств, при этом не все они служебные. Я сам использую личное устройство в рабочих целях. Программы, развивавшиеся вместе с устройствами, мобильные и управляемые одним прикосновением, - такой мир, в котором мы живем, 20 лет назад был абсолютно непредставим.

Думаю, сегодня мы все видим примеры того, как технологии изменяют нашу жизнь и наш бизнес к лучшему.

Приведу наглядный пример. Когда все стало мобильным, общение по e-mail вне офиса, удаленный безопасный доступ к бизнес-приложениям и программам - это было то, что банк «Хоум кредит» сделал, когда искал способ расширить возможности своих бизнес-менеджеров в сотне офисов по всей России. Они внедрили CRM-систему и параллельно с ней - мобильную систему с операционной системой Windows, благодаря которым в тестовый период удалось добиться повышения продаж на 5%. Основная мысль здесь заключается в том, чтобы делать бизнес вне офиса.

Данные. Мы много говорим о них. Как правильно отметил мой коллега из Oracle, в условиях взрывного роста объема данных тяжело становится их хранить, тем более что бюджеты IT-подразделений не растут теми же темпами. И, конечно же, извлекать из этих данных какую-то выгоду еще сложнее. Бизнес хочет, чтобы «лампочки горели», очень сложно показать, какую дополнительную прибыль могут принести наши технологии.

Еще один наш клиент - HeadHunter применил систему интеллектуального анализа данных Microsoft с использованием SQL-сервера, чтобы увеличить эффективность работы. На основе исходных данных, проанализировав с помощью CRM-системы предыдущие звонки, они сформировали список для нового обзвона тех, кто хочет сменить работу. И по итогам двух месяцев оказалось, что каждый третий звонок был актуальным.

Таким образом, мы видим, что управление данными может давать реальную отдачу для бизнеса.

Современные технологии также помогают нам управлять нашей инфраструктурой, нашими городами, нашим бизнесом. Один пример. Кампус Microsoft в Редмонде. Здесь на площади в 1 кв. км расположено 125 зданий, оснащенных множеством датчиков температуры, освещения и всего остального. Это миллионы точек данных, и благодаря этим системам можно управлять всем этим городком. Мы применили здесь высокотехнологичное решение, позволяющее идентифицировать и ликвидировать 48% отказов любых электрических систем.

Что ожидает нас завтра? Мы слышали о чипах в голове и идее о виртуальном экране монитора. И это та область, где Microsoft активно работает. И это не только прикосновения к экрану, но и жесты, цвета и запахи - то, с чем мы будем иметь дело в будущем.

Искусственный интеллект, машинное обучение - все это станет прорывом во взаимоотношениях человека и компьютера в ближайшие 30 лет.

Например, вчера в ходе конференции в Калифорнии наша команда Skype продемонстрировала новый продукт Skype Translator. Он позволил моим коллегам, один из которых говорил по-немецки, а другой - по-английски, вести разговор с автоматическим синхронным переводом с одного языка на другой в режиме реального времени. Я думаю, что лет через 10 я смогу говорить в этот микрофон по-английски, а вы будете слышать мою речь на русском.

Конечно же, это роботы. Они не обязательно будут похожи на нас, но будут дополнять нас. Искусственные руки и ноги будут работать гораздо лучше, чем сегодня.

Технология интернет-вещей - «от машины к машине». Как уже говорилось, к 2020 г. в мире будет 50 млрд устройств, генерирующих огромное количество данных.

Идеи краудсорсинга и геймификации: предположение, что ценную информацию можно скорее получить от большого количества людей, обладающих малыми знаниями, чем от малого числа людей, знающих много, - эффект от него мы увидим в ближайшем будущем.

В будущем появятся вещи, о которых мы не слышали на продвинутых компьютерных курсах, изучая теорию категорий или обучаясь в школе.

Я думаю, что изменятся предметы обучения, квантовые компьютеры уменьшатся в размерах, стоимости и сменят даже логику вычислений. Эти системы совершат переворот в следующие 30 лет.

Сюда относится и биоинформатика с идеей о том, что человеческое тело является просто носителем информации в формате «единица - ноль», и каждый человек сможет иметь свой полностью реплицированный компьютером образ.

То есть мы можем сказать, что будущее уже здесь. Но действительно ли это так? Давайте вернемся к реальной жизни. Я прибыл сюда, опоздав на 10 минут, несмотря на то что предварительно спланировал этот визит и пользовался «Яндекс-навигатором». Может быть, у штурвала стоит не тот человек, он не может привести корабль в нужную гавань?

Мы в Microsoft провели опрос, и 60% респондентов отметили, что большую часть их рабочего времени занимает выполнение рутинных задач и операций. Вопрос: можем ли мы при всех наших технологиях уменьшить эту рутину? Кроме того, 56% ответили, что им приходится работать в свое личное время. Значит ли это, что современные технологии заставляют нас работать больше, вместо того чтобы облегчать нашу жизнь?

А 42% клиентов до сих пор используют Windows XP, несмотря на угрозы безопасности. И только 44% компаний планируют использовать облачные технологии в ближайшие пять лет, несмотря на возможности экономии и бизнес-прорыва за счет новых компьютерных технологий.

И, оглядываясь на богатую российскую историю и литературу, я хочу задать один из больных вопросов: «Что делать»?