Дешевле не продавать

«Аэрофлот» запрещает интернет-торговцам продавать свои билеты со скидкой, превышающей 3%. Это защитит покупателей от недобросовестных продавцов, полагает авиаперевозчик
«Аэрофлот» хочет избавиться от ненадежных онлайн-продавцов билетов/ М. Стулов/ Ведомости

«Аэрофлот» с 1 июля запрещает своим онлайн-агентам продавать билеты со скидкой, превышающей 3%, также запрещается указание скрытых сборов и указание цен в валюте, отличной от валюты билета. Письмо с соответствующими заявлениями и предупреждением разорвать агентские соглашения, если партнер будет уличен в подобных действиях, авиакомпания разослала во вторник (копия есть у «Ведомостей»). В письме уточняется, что проведение маркетинговых акций, предусматривающих большую скидку, должно быть согласовано с авиакомпанией.

Представитель «Аэрофлота» подтвердил, что такое письмо отправлено. Эта мера должна защитить пассажиров от рисков приобретения билетов у недобросовестных онлайн-агентов, утверждает он. Необходимо исключить мошеннические схемы, когда агент ведет продажу по заниженным тарифам с помощью метапоисковых систем, привлекает большой покупательский трафик, продает на крупную сумму и закрывается вместе с деньгами, а у пассажиров возникают проблемы с вылетом, не говоря уже о невозможности вернуть или обменять билет, объясняет он. Дисконт в 3% - это «порог безопасности», за которым агент начинает продавать в убыток себе, т. е. встает на путь потенциального банкротства, продолжает представитель «Аэрофлота».

Кроме того, этой мерой «Аэрофлот» намерен защитить «своих честных партнеров, которые теряют клиентов из-за мошенников-дискаунтеров и оказываются не по своей вине подвержены финансовым рискам», добавляет он. Включение в общую цену перевозки скрытых сборов и манипуляций с разными валютами - различные формы обмана потребителей (дезинформация относительно конечной стоимости покупки билета), от которого «Аэрофлот» хочет оградить пассажиров, продолжает представитель авиакомпании.

В конце января «Аэрофлот» уже вводил запрет на продажу билетов агентами по ценам ниже установленных самой авиакомпанией. Эта мера была связана с проблемами интернет-сервиса Eviterra, партнер которого, «Авиа центр», из-за отсутствия оплаты аннулировал около 6000 авиабилетов, проданных через сайт eviterra.com. В феврале запрет был снят. По оценкам гендиректора Biletix (крупный продавец авиабилетов в интернете) Александра Сизинцева, у «Аэрофлота» на онлайн-агентства может приходиться до 30% продаж билетов в штуках. За четыре месяца 2014 г. пассажиропоток «Аэрофлота» составил 6,89 млн человек (+16,5% к аналогичному периоду прошлого года).

Решение «Аэрофлота» негативно скажется на агентствах, сознательно выбирающих стратегию демпинга, рассуждает Сизинцев. Если агентство продает билеты дешевле, чем сам «Аэрофлот», оно может оказаться несостоятельным и не выполнить свои обязательства перед клиентами, автоматически вовлекая в конфликт авиаперевозчика, поставить под удар его репутацию, добавляет он.

Ограничения не повлияют на добросовестных участников рынка онлайн-тревела, поскольку требования, изложенные в этом письме, соответствуют Федеральным авиационным правилам и Воздушному кодексу, говорит руководитель департамента авиабизнеса онлайн-сервиса Anywayanyday Анна Рубан. Запрет со стороны авиакомпании на излишний демпинг связан со стремлением обезопасить себя от излишнего риска в случае банкротства того или иного агента, полагает она.