Бизнес мешает пьянству

Активное вовлечение крупного бизнеса в развитие социального предпринимательства - главное изменение, произошедшее в этой области в России за последнее время, считают эксперты
А. Таранин

Представители крупного бизнеса решили инвестировать в поддержку малого бизнеса и социального предпринимательства вовсе не из чистого альтруизма.

«Крупный бизнес активно включился в этот процесс в последний год, - знает Владимир Яблонский, директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (АСИ). - Для них поддержка малого бизнеса - один из важных инструментов обеспечения занятости людей, которые высвобождаются после модернизации предприятий в городах присутствия компаний. Зачастую компания тормозит модернизацию, потому что по социальным причинам выгоднее оставить людей работать там, где они работают. А создание небольших социальных бизнесов (частных детских садов, досуговых центров, групп присмотра) - это самозанятость для людей в городах, где нет другой работы. Для крупного бизнеса это и корпоративная социальная ответственность, и программа лояльности для сотрудников и жителей городов, в которых они работают. Поэтому они готовы вкладывать в это деньги. Таких компаний становится больше, это и «Северсталь», и «Лукойл», и «Русал».

Спасение территорий

Большинство территорий, где расположены предприятия СУЭК, имеют моноотраслевую структуру хозяйства. Отсутствие достаточного числа альтернатив трудоустройства приводит к оттоку молодежи в большие города. Проблема усугубляется территориальной удаленностью, слабой развитостью системы услуг, неразвитостью сферы досуга и, как следствие, высоким уровнем алкоголизма и наркомании, понимают в СУЭК.

В 2011 г. по заказу компании «Металлоинвест» привлеченные эксперты фонда «ЦСР Северо-Запад» провели исследование социально-экономической ситуации в г. Новотроицке Оренбургской области, где расположено одно из предприятий компании. Эксперты отметили, что нереализованный предпринимательский потенциал города - более 22% трудоспособного населения.

Программа стартовала в 2012 г. За два года в школе начинающего предпринимателя прошли обучение около 100 человек. «Результатом этой работы в городе стал запуск около 40 новых бизнес-проектов, - рассказывает Юлия Мазанова, директор по социальной политике и корпоративным коммуникациям «Металлоинвеста». - Компания взяла на себя организацию обучения предпринимателей и поддержку проектов, в том числе менторское сопровождение и беспроцентные займы. Министерство экономического развития Оренбургской области выделяет гранты проектам - победителям конкурса областной целевой программы, вклад города - предоставление займов из Фонда поддержки малого и среднего бизнеса г. Новотроицка, а также содействие в предоставлении в аренду требуемых помещений.

После Новотроицка «Металлоинвест», по словам Мазановой, собирается запустить подобные программы в других городах присутствия - прежде всего в близких по экономике моногородам Губкине и Железногорске.

Малое предпринимательство, по словам Сергея Григорьева, заместителя гендиректора ОАО «СУЭК» и президента фонда «СУЭК - регионам», один из реальных инструментов решения проблем моногородов. Это не только новые рабочие места, но и альтернативный источник развития города, который в итоге может стать более привлекательным для молодежи.

Поддержкой малого бизнеса в СУЭК занимаются уже несколько лет, а в 2012 г. в Кемеровской области, Хакасии, Хабаровском и Красноярском краях компания запустила проект «Школа социального предпринимательства».

Повернулись лицом

Ирина Лысенко, предпринимательница из Братска и кинолог со стажем, давно мечтала открыть собственный питомник по воспитанию собак - помощников для людей с инвалидностью. Сейчас в России таких питомников всего два. У Ирины для старта не хватало ресурсов и решимости. В прошлом году ее проект отобрали на конкурсе в «Русале», она прошла обучение в их школе начинающего предпринимателя и месяц назад привезла из Иркутска двух специально отобранных щенков золотистого ретривера - первых ее питомцев, которые года через два станут «глазами» незрячего человека.

Крупный бизнес традиционно реализует социально значимые проекты. Но, к примеру, у предоставления грантов на конкурсной основе (а это очень хорошее дело) есть один недостаток: через год эти же грантополучатели приходят к нам снова за финансовой помощью для подпитки своей деятельности, рассказывает Рустам Закиев, директор департамента коммуникационных и социальных проектов дирекции по связям с общественностью «Русала». Экономическая ситуация может быть разной, и благотворительные проекты финансируются тогда, когда у компании есть прибыль. А поддерживая и развивая предпринимателей, которые готовы идти в социальную сферу, мы повышаем устойчивость наших программ, говорит он: «Предпринимателям не требуется постоянная ежегодная финансовая помощь, им надо помочь на этапе старта».

Новый проект «Русал» запустил в марте 2013 г. Чтобы придать поддержке предпринимателей системный характер, «Русал» совместно с АСИ создает центры инновации социальных сфер (ЦИСС).

За год с небольшим в русаловских ЦИССах в Красноярске, Братске и Краснотурьинске обучение прошли 80 человек, подготовивших к реализации 18 бизнес-проектов. Восемь проектов уже начали работать и получили муниципальные и региональные субсидии. Часть проектов «Русал» готов профинансировать сам, выдав беспроцентный возвратный заем. Получатели займов будут известны на следующей неделе, когда компания объявит о результатах своего грантового конкурса «Территория «Русала». На них претендуют, в частности, Ирина Лысенко, открывшая Центр подготовки собак - помощников для инвалидов, проект книжного клуба-магазина из Красноярска и еще около 10 проектов. Постепенно ЦИСС доберется и до других территорий «Русала» - в Ачинске в этом году уже начала работать школа социального предпринимателя, проект будет запущен в Каменск-Уральске и Североуральске.

Личный фактор

«Часто поддержка социальных проектов - это личная мотивация владельцев и топ-менеджеров компаний, - говорит Яблонский. - Они хотят сделать что-то значимое для своих территорий, с чем не справляется государство. Построить школу, детский сад, современный дом престарелых, трудоустроить людей с инвалидностью. Поддержка социального бизнеса - простой и понятный процесс. Он не требует больших инвестиций, а результат будет пользоваться спросом».

Скоро к социальному предпринимательству подтянется и средний бизнес, прогнозирует Наталия Зверева, директор фонда региональных социальных программ «Наше будущее». «Компании инвестируют в создание социальной инфраструктуры, такой как ЦИСС, и создают новые форматы социального взаимодействия внутри небольших территорий, регионов. Эти горизонтальные взаимоотношения дают синергетический эффект», - считает Зверева.

«Но активность предпринимателей, в том числе и в сфере социальных проектов, напрямую зависит от позиции областных и муниципальных администраций, - убежден Яблонский. - У нас еще немало регионов с устаревшим менеджментом, который тормозит любые инициативы, и частные социальные проекты там не пробьются. Но в тех регионах, где местные власти открыты, плотно работают с бизнесом и пускают инвестиционные проекты, как правило, начинает активно развиваться социалка».