Все мы немного негры

Пьеса Жана Жене начала европейское турне. На острые вопросы «Негров» венская публика отвечает вежливостью
В постановке Йохана Симонса немало гротеска и абсурда/ Julian Roder

Споры в немецкоязычной прессе вокруг новой постановки «Негров» Жана Жене разгорелись еще до премьеры. Можно ли оставлять сегодня старое название? Звучит ли оно политкорректно?

Перевод Петера Штайна, базирующийся на первом переводе пьесы на немецкий, верен оригиналу и духу времени, когда «Негры» создавались: 1957 год, борьба с колониализмом и расизмом. Жене (1910-1986), герой спецслужб всего мира и вечная жертва цензуры, был вовлечен в политику не хуже своего друга Сартра. Но сегодня у расизма другое лицо.

Постановка «Негров» в режиссуре голландца Йохана Симонса меньше всего похожа на агитку. Это скорее исследование на тему цвета кожи как основы самоидентификации, противостояния «свой / чужой», роли предубеждения в повседневной жизни. Звучит устрашающе? А кто сказал, что Жене - веселый автор? Даже если признается, что сам он как негр, только с другой кожей, что солидарен со всеми, кто восстает против белых. В редко играемой пьесе, сюжет которой строится вокруг изнасилования и убийства белой женщины, Симонс обнаруживает отличные мизансцены в духе театра абсурда, впавшего в экзистенциализм. Но смотреть два часа на актеров в непрозрачных масках в форме яйца, с минималистскими декорациями - испытание не для жертв интернета (художник - Ева-Вероника Борн, костюмы - Греты Гойрис). Гротеск не спасает от медленного ритма и пауз между репликами, обнаженная красавица, медленно тающая на протяжении спектакля словно восковая свеча, взгляд если и приковывает, то ненадолго.

Премьера «Негров» прошла в июне на Венском фестивале - в этом году под руководством Маркуса Хинтерхойзера он не чурался политики. Жене в Вене приняли вежливо, но спокойно. Затем спектакль-копродукцию покажут в мюнхенском Камерном театре, где Симонс интендантствует, и в немецком Шаушпильхаусе в Гамбурге. Фестивальная публика другая, чем «текуще-репертуарная», тем более в Германии, где искусство по-прежнему важный участник общественных дебатов. Интересно, случатся ли там протесты противников Жене? Их так и не увидели в Вене.

Ближайшее представление: Гамбург, Шаушпильхаус, 3 июля