Материнская плата

Дочерние авиакомпании «Аэрофлота» получат от него за пользование самолетами 57 млрд руб. до ноября 2015 г. Таким образом «дочки» «Аэрофлота» станут рентабельными
С.Николаев/ Ведомости

«Аэрофлот» берет в коммерческое управление загрузку рейсов дочерних компаний «Аврора», «Донавиа» и «Россия» на срок до 31 октября 2015 г. - сделки с ними акционеры одобрили на годовом собрании 27 июня. «Аврора» и «Донавиа» передают по 9025 парных рейсов каждая, «Россия» - 24 000 парных рейсов, следует из материалов к собранию.

Стоимость кресла. 2

млрд руб. столько выручки дает каждый процентный пункт коэффициента занятости кресел, сказал Савельев. По его словам, при загрузке 75% авиакомпания считается рентабельной

Эти рейсы будут продаваться через системы бронирования как рейсы «Аэрофлота» - под кодом SU, он же и будет получать выручку от агентов. А фактическими их операторами будут «дочки» - за определенную плату от материнской компании, которая ограничена в общей сложности 57,18 млрд руб.: на «Аврору» выделяется не более 14,3 млрд руб., на «Донавиа» - 10,53 млрд руб. и на «Россию» - 32,35 млрд руб. «Мы выкупаем полностью все места и даем «дочкам» некую среднюю стоимость, которая их устраивает», - объяснил «Ведомостям» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Таким образом, один парный рейс «Авроры» «Аэрофлот» оценил в 1,584 млн руб., «Донавиа» - в 1,166 млн руб., «России» - в 1,348 млн руб. Топ-менеджер крупной туроператорской компании для сравнения привел среднюю стоимость рейсов в зависимости от их длительности: двухчасовой парный рейс за границу стоит 1,5 млн руб., трехчасовой - 2 млн руб., четырехчасовой - 2,8 млн руб. Аналогичные рейсы внутри России, по его словам, будут стоить на 18% дороже из-за НДС. Стоимость продажи оценивать бессмысленно, она наверняка будет соответствовать себестоимости с небольшим процентом рентабельности, отмечает старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.

По словам Савельева, такое распределение обязанностей, когда «дочки» занимаются обслуживанием самолетов, а «Аэрофлот» - продажами, выгодно для всех: «Мы видим, как лучше всего это координировать. Это не мы придумали, это международная практика». Но у дочерних компаний Lufthansa - Swiss и Austrian - больше операционной и коммерческой самостоятельности, возражает главред «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. По словам Савельева, централизованное управление рейсами позволит ликвидировать конкуренцию внутри группы. Кроме того, по его словам, предыдущий опыт передачи «Аэрофлоту» рейсов позволил «дочкам» войти «в зону рентабельности». В отчетности за 2013 г. по МСФО «Аэрофлот» не раскрывает показателей дочерних компаний. В 2012 г. «Донавиа» сработала с чистой прибылью в 51,9 млн руб. при выручке в 7,3 млрд руб., а «Аврора» и «Россия» были убыточными: 60 млн руб. убытка первой при выручке 2,9 млрд руб., второй - 500 млн руб. при выручке 27,9 млрд руб.

В передаче рейсов дочерних компаний в управление «Аэрофлоту» есть и минусы, отмечает Синицкий. По его словам, «Аэрофлот» закрыл несколько европейских рейсов «России» из Санкт-Петербурга, надеясь перевести поток в Москву, но в итоге часть пассажиров перешла к зарубежным компаниям. «Дочерние компании фактически становятся филиалами «Аэрофлота», - заключает Синицкий.

Инвесторы все равно смотрят на консолидированную отчетность группы «Аэрофлот», говорит начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Когда «Аэрофлот» управляет провозной емкостью, есть возможность более четко позиционировать каждую компанию». Головная компания будет работать в премиум-сегменте, дочерние компании «Оренбургские авиалинии», «Аврора», «Донавиа», «Россия» - в среднем сегменте, а «Добролет» - в низшем, сказал Савельев на собрании.