Россияне мало платят

Бюджетный процесс - 2015 стартует с повышения налогов: за выполнение социальных и оборонных обязательств государства доплатит население
Ресурсы бюджета исчерпаны - впереди рост налогов/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

После резкого повышения пенсионных обязательств в 2010 г., затем - по увеличению зарплат и госпрограммы вооружений (а сокращать все эти обязательства трудно) практически не осталось других расходов, которые можно было бы сократить, повышение налогов - логичное следствие, заключает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Еще недавно чиновники Мин­экономразвития говорили, что для выполнения указов президента нужен рост экономики на 5% - только тогда бюджет получит необходимый объем доходов, напоминает Гурвич: «О чем предупреждали - осуществляется». Повышать госдолг - не вариант, считает он: во-первых, дефицит ограничен бюджетным правилом, во-вторых, займы на внутреннем рынке будут отвлекать ресурсы из экономики, а на внешнем из-за геополитических проблем занимать стало накладно. В 2013 г. около 90% прироста расходов было связано с социальными тратами - это означает, что, сделав ставку на заемные ресурсы, государство будет занимать на социальные выплаты, добавляет Наталия Орлова из Альфа-банка: «Плохая идея». Идеальный план повышения доходов - стимулировать рост экономики, но если это не получается, то повышение косвенных налогов - на потребление - наиболее логичный выход, полагает Орлова. Повышение налогов на потребление считается наименее вредным для экономического роста в отличие от налогов на капитал и на труд, согласен Гурвич.

Минфин определил параметры бюджета на 2015-2017 гг. (см. таблицу), сегодня их должно рассмотреть правительство на бюджетной комиссии. Доходов не хватает: правительству предстоит сокращать расходы и искать источники повышения доходов - в качестве таковых Минфином предложено увеличение налоговой нагрузки.

В проектировках бюджета уже заложено сокращение ранее условно утвержденных расходов - полностью в 2015 г. (на 384 млрд руб.) и наполовину в 2016 г. (на 420 млрд руб.). Расходы в целом сокращены в сравнении с предыдущим планом на 109 млрд и 416,7 млрд руб. соответственно в 2015 и 2016 гг. Но этого будет недостаточно - правительству предстоит принять непростое решение о сокращении ранее заложенных в бюджет расходов на 2%, предупредил министр финансов Антон Силуанов. Это позволит сэкономить в 2016-2017 гг. еще примерно 306 млрд руб.

Но и этого недостаточно. Доходы бюджета за 2015-2017 гг. сократятся на 1,5 п. п. ВВП, тогда как годом ранее расчеты на этот же период предполагали сокращение на 1 п. п. ВВП.

Ненефтегазовые доходы бюджета в соотношении с ВВП все три года будут стагнировать (9,7% ВВП), т. е. расти теми же темпами, что и экономика. Доля рентных доходов будет падать (с 19,6 до 18,1% ВВП) из-за замедления роста добычи и экспорта углеводородов. Кроме того, Минфин предлагает перенести с 2015 г. повышение пошлины на экспорт мазута с 66 до 100% от нефтяной - она начнет расти с 2016 г.

Доля нефтегазовых доходов могла бы быть еще меньше, если бы не произошедшее ослабление курса рубля. В этом году оно добавит бюджету примерно 1 трлн руб., из которых около 800 млрд руб. пойдет на расходы; а бюджет вместо дефицита в 0,5% ВВП получит почти такой же профицит. В 2015 г. из-за изменения курса рубля бюджет получит 700 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов: прогноз курса в сравнении с прошлогодним планом изменен с 33,7 руб./$ на 37 руб./$. Более трети девальвационной добавки в 2015 г. также будет потрачено, остальное (432 млрд руб.) Минфин планирует сберечь в резервном фонде. В 2016 г. в резервный фонд планируется направить только половину дополнительных нефтегазовых доходов.

Минфин предлагает источники дополнительных доходов, сообщил Силуанов: главная мера - приватизация 19,5% «Роснефти» - принесет 423 млрд руб. (в виде дивидендов от «Роснефтегаза») в бюджет-2015, что в нем уже учтено. Помимо этого Минфин планирует дать регионам право ввести налог с продаж в размере 3% (см. статью на стр. 01), увеличить почти в 1,5 раза ставку налога на дивиденды для физических лиц - с 9 до 13%, а также ввести акциз на газ, поставляемый по «Голубому потоку» (см. статью на стр. 12).

В теории первое, что «просится» на повышение среди косвенных налогов, - это НДФЛ и налог на недвижимость, однако повышение последнего откладывается из-за проблем с кадастром, а низкая ставка налога на доходы физлиц - часть социального контракта, говорит Орлова: «Введение налога с продаж - возможность перенести часть нагрузки с компаний на домохозяйства, формально не нарушая социальный контракт». Если доходы на нефть не вырастут, то пересматривать источники доходной части придется ежегодно, не исключает она. Еще один потенциальный резерв - накопительная часть пенсии, заморозка которой может стать только первым шагом к ее дальнейшей отмене, считает Орлова.