Госбанкам ищут защиту от санкций

Минэкономразвития работает над снижением уязвимости госбанков к санкциям. Одна из идей - вернуть ВТБ под контроль Центробанка - не нравится даже ВТБ

Под санкции попали все российские госбанки: ВТБ, Россельхозбанк, а также Сбербанк и Внешэкономбанк (госкорпорация, статус которой определен специальным законом). Кроме того, санкции наложены на Газпромбанк, более 50% акций которого находится под управлением УК «Лидер», подконтрольной Юрию Ковальчуку.

Минэкономразвития и Минфин получили предложение обсудить возможную передачу пакета акций ВТБ от Росимущества к Центробанку, передал в пятницу «Интерфакс» со ссылкой на источники. Такая тема обсуждалась, подтвердили «Ведомостям» один из госбанкиров и человек, близкий к группе ВТБ.

Росимуществу принадлежит 60,9% акций ВТБ. Владельцем банка оно стало в 2002 г., когда правительство настояло на выкупе 99,9% акций ВТБ у Центробанка (закон обязывал ЦБ выйти из капиталов банков). Сбербанк, контрольный пакет акций которого по-прежнему принадлежит ЦБ, не попал в отличие от ВТБ под секторальные санкции США.

Это, однако, не уберегло Сбербанк от санкций ЕС. Поэтому президент ВТБ Андрей Костин заявил «Ведомостям», что считает предложение передать госпакет ВТБ в ЦБ «ерундой»: ему неизвестно, «чтобы на серьезном уровне такая идея реально рассматривалась и обсуждалась».

Предложения, направленные на снижение зависимости госбанков от геополитической обстановки, находятся в работе, сообщила пресс-служба Минэкономразвития, «позиция министерства еще не определена» (цитата по «Интерфаксу»).

Представитель ВТБ от комментариев отказался. Пресс-служба ЦБ заявила, что с регулятором сейчас эта тема не обсуждается.

Росимущество возглавляет бывшая сотрудница Костина Ольга Дергунова, сотрудничать с которой ему комфортно, отмечает один из госбанкиров: мало того, что передача акций не поможет госбанку выйти из-под санкций, так еще и лишит устоявшихся отношений с формальным акционером.

Получить комментарии Росимущества не удалось. Передача акций ВТБ Центробанку не защитит банк от санкций, поэтому Росимущество не видит в этом смысла, говорит знакомый Дергуновой.