Салон покупателей

Московский автосалон в этом году не смог догнать по числу новинок рекордную выставку 2012 г. Большинство премьер этого года - российские, но организаторы все равно ждут больше 1 млн посетителей
43 из 77 премьер Московского автосалона - российские (на фото Ford Mustang)/ М. Стулов/ Ведомости

Открытие Московского международного автосалона (ММАС), который проходит раз в два года, состоялось вчера в «Крокус экспо». Для публики выставка откроется завтра и продлится до 7 сентября.

Многие компании приберегают премьеры на Парижский автосалон, который проходит с разрывом всего в один месяц с московским. А некоторые и вовсе отказались от участия в выставке. Так, на ММАС-2014 нет стенда шведской Volvo Car. Как раз на дни открытия ММАС пришлась премьера большого внедорожника XC90 и представить его в Швеции для компании было принципиально, объяснил отсутствие марки руководитель пресс-службы Volvo Car Russia Антон Свекольников.

В этом году выставка занимает больше 120 000 кв. м, а количество представленных брендов превысило полсотни, указано на сайте ММАС. Количество гостей может превысить 1 млн человек, ожидают организаторы выставки.

В 2012 г. на фоне бурного роста российского авторынка ММАС стал масштабным событием, конкурировавшим с крупнейшими мировыми автосалонами. Тогда площади экспозиции по сравнению с 2010 г. выросли более чем в 2 раза - до 100 000 кв. м. Традиционно уровень автосалона и интерес публики в первую очередь определяются числом мировых и европейских премьер. И в 2012 г. на ММАС было 23 мировых, 21 европейский и 85 российских дебютов различных моделей и модификаций.

В этом году к началу выставки производители заявили о 9 мировых (Audi, Datsun, Land Rover, Mercedes-Benz, Peugeot, Renault, Toyota), 9 европейских (Acura, Chevrolet, Lexus, Mitsubishi, Nissan, Volkswagen), 43 российских дебютах и 16 концепт-карах.

Нет на ММАС также стендов ГАЗа, УАЗа и SsangYong. Основная причина, объяснял ранее «Ведомостям» представитель «Соллерса» (компания владеет УАЗом и является эксклюзивным дистрибутором южнокорейского бренда), - повышение арендных ставок для участников в МВЦ «Крокус экспо», где с 2006 г. проводится автосалон (прежде - в «Экспоцентре» на Красной Пресне). На дороговизну же выставочных площадей ссылалась и группа ГАЗ.

Ранее один из участников ММАС-2014 рассказывал «Ведомостям», что компания заплатила за участие в автосалоне 185 евро за 1 кв. м - примерно на 20% больше, чем в 2012 г. В 2012 г. 1 кв. м в среднем стоил 150 евро, говорил сотрудник еще одного автоконцерна. «Практически все ведущие бренды и участники выставки заключили контракты по изначальной арендной цене - 185 евро за 1 кв. м. Однако некоторые экспоненты работают по индивидуальным тарифным планам, которые больше их устроили», - говорил представитель МВЦ «Крокус экспо». Вчера на запрос «Ведомостей» он не ответил.

Исходя из этих цифр получается, что Московский автосалон - самый дорогой из европейских. Место на автошоу в Париже в 2014 г. сдается в аренду по 160-170 евро за 1 кв. м без налога (минимальная площадь - от 9 кв. м). Выставочные площади на Женевском автосалоне 2013 г. сдавались в аренду по 110 швейцарских франков (90 евро) за 1 кв. м в павильонах и по 55 франков (45 евро) на открытых площадках. В 2013 г. во Франкфурте места в павильонах стоили по 157 евро за 1 кв. м.

Несмотря на падение рынка и геополитические риски, производители проявили большой интерес к выставке, считает аналитик «Уралсиб кэпитал» Денис Ворчик. Ворчик приводит в пример Ford, существенно расширяющий свой модельный ряд в России и представляющий обновление ключевых моделей Focus и Mondeo (Ford заявил шесть российских премьер; подробнее о новинках автосалона - см. www.vedomosti.ru).

Кроме Ford Ворчик обращает внимание на активность китайских автопроизводителей: они стараются привлечь гораздо больше внимания к своим автомобилям, привезя в Москву основные новинки, только что запущенные в производство после премьер на автосалоне в Пекине. К тому же стенды китайских марок в этом году располагаются не в периферийных галереях, а вместе с европейскими и американскими брендами, продолжает он.

Набор заявленных на ММАС-2014 новинок достоин международного статуса, согласен директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Судя по анонсам компаний, ни один из международных автоконцернов не отреагировал на изменение рынка и политической ситуации, замечает он. Но это и неудивительно, считает он, - учитывая неповоротливость глобальных компаний и то, что автомобильные премьеры были запланированы еще в 2013 г.

Впрочем, практически все автопроизводители на открывшемся вчера автосалоне демонстрировали оптимизм. Как минимум по одной причине: предыдущие московские автосалоны доказали, что они прекрасный генератор продаж. «Автосалон в России - это акселератор мечты для людей, желающих и мечтающих купить новый автомобиль, - объясняет Винсент Кобе, вице-президент Nissan и руководитель марки Datsun. - На растущих рынках покупка машины - гораздо более эмоциональный момент, на развитых рынках люди просто меняют машины. Поэтому в России, в Китае влияние автосалонов на рынок гораздо сильнее - на салоны приходят гораздо больше реальных клиентов, выбирающих себе машину, в то время как в Европе, например, основная часть посетителей салонов - профессионалы и фанаты».