Жадность и хаос в Каринтии

Мошенничество, взятки, рисковые кредиты, покупка участка земли у Сербии, которая, как позже выяснилось, принадлежит Хорватии, - далеко не полный перечень убытков австрийского банкрота Hypo Alpe-Adria-Bank
Bloomberg

В 2009 г. Hypo Alpe-Adria-Bank, который принадлежал австрийской земле Каринтия, граничащей на юге с Италией и Словенией, оказался на грани банкротства, и властям Австрии пришлось национализировать его. Правительства Австрии и Германии выделили 9,05 млрд евро ($11,9 млрд) на его спасение, но до сих пор Вена не может закрыть банк: ей пока не удалось продать оставшиеся активы на 25,2 млрд евро. Шесть бывших топ-менеджеров Hypo оказались за решеткой. «Я не знаю уголовного дела крупнее этого», - говорит детектив Кристиан Бёлер, который с 2011 г. расследует деятельность банка.

До начала 1990-х гг. Hypo был небольшим банком, принимавшим вклады и выдававшим депозиты в родной Каринтии. Все изменилось в 1992 г., когда его гендиректором стал Вольфганг Культерер, который начал международную экспансию Hypo при поддержке ультраправого политика Йорга Хайдера, который два срока проработал губернатором Каринтии.

Госгарантии от Каринтии помогали Hypo, который повел активную экспансию в юго-восточной Европе, привлекать дешевые деньги. А его прибыли помогали Хайдеру завоевывать симпатии избирателей. «Это были два королевства: у одного были деньги, у другого - власть», - говорит министр энергетики Каринтии Рольф Холуб, который, будучи в оппозиции, годами исследовал деятельность Hypo и Хайдера.

Расширяя бизнес, Hypo активно работал с влиятельными политиками, богатыми и знаменитыми людьми. Так, в 1990-е тогдашний министр иностранных дел Хорватии Иво Санадер (в 2003-2009 гг. был премьер-министром, сейчас отбывает девятилетний тюремный срок за коррупцию) получил взятку от Hypo в размере 545 000 евро, когда стране грозило торговое эмбарго из-за войны на Балканах, говорится в обвинительном заключении, вынесенном Санадеру в 2012 г.

Известный хорватский автогонщик Горан Штрок, который затем построил крупный отельный бизнес, попросил у Hypo в 2005 г. кредит на 6,7 млн евро, чтобы купить у Сербии участок земли на острове в Средиземном море. У Штрока уже были займы на 80 млн евро, но гендиректор и три топ-менеджера Hypo одобрили выделение нового кредита, даже не попросив дополнительного обеспечения, свидетельствуют документы, с которыми ознакомилась The Wall Street Journal. Два года спустя, когда у Штрока начались финансовые проблемы, Hypo попытался перевести землю в свою собственность; однако оказалось, что земля, за которую Штрок заплатил Сербии, на самом деле принадлежит Хорватии. Сейчас Hypo судится с бывшими топ-менеджерами, включая Культерера (который уже получил шесть с половиной лет тюрьмы за фальсификацию отчетности), обвиняя их в том, что, выдавая кредит, они не выяснили, кому принадлежит земля.

Первые проблемы у Hypo начались в 2006 г., когда австрийский банковский регулятор заявил, что руководство банка скрыло более 300 млн евро убытка. Хайдер назвал регуляторов «средневековыми палачами». А затем правила ЕС запретили выдачу новых госгарантий банкам, что фактически убило бизнес-модель Hypo. Руководство стало искать покупателя. В мае 2007 г. BayernLB купил контрольный пакет акций Hypo за 1,66 млрд евро, несмотря на то что аналитик немецкого банка, которого его руководство попросило проанализировать ситуацию в Hypo, назвал его «выжатым лимоном». Эта сделка сейчас является предметом нескольких исков в Германии. В одном из них прокуратура Мюнхена обвиняет бывшего гендиректора BayernLB и его заместителя в том, что они скрыли от наблюдательного совета реальные риски. Одно из обвинений также заключается в том, что они фактически дали взятку Хайдеру, организовав по его требованию спонсорство для футбольной команды на 2,5 млн евро. Бывшие топ-менеджеры BayernLB отрицают вину. Хайдер погиб в ДТП в 2008 г.

В начале 2009 г. Hypo потерял 200 млн евро капитала после того, как инвесторы исполнили выпущенные банком опционы «пут» на его акции, заставив Hypo их выкупить. BayernLB, который в кризис сам едва не рухнул и получил 10 млрд евро от властей Германии (из которых 700 млн евро пошли Hypo), судится с банком, утверждая, что его руководители скрыли факт существования опционов.

В конце 2009 г. Hypo понадобилось 1,2 млрд евро на покрытие убытков по кредитам. BayernLB отказался давать деньги. Спасать Hypo пришлось властям Австрии, потому что его банкротство заставило бы правительство Каринтии расплачиваться по гарантиям на 21 млрд евро и обанкротилось бы уже оно.

«Это была смесь жадности, преступной энергии и полного хаоса», - считает Бёлер. Иногда выявленные следователями факты ставят их в тупик. В апреле 2013 г. греческая береговая охрана обнаружила брошенную яхту, которую в лизинг у Hypo брала черногорская компания Montenegro Charter. На яхте был найден хорватский паспорт и 5000 северокорейских вон ($5,5). Hypo финансировал покупку дорогих автомобилей и яхт. По данным Бёлера, у лизингового подразделения в Болгарии, которое выдало кредитов на 1 млрд левов ($650 млн), просрочка составляет 95%. Его команда вскрыла 160 случаев возможного мошенничества на 1,6 млрд евро. Пока ей удалось вернуть лишь 180 млн евро.