Новый имидж Северной Кореи

В Северной Корее появились гамбургеры, смартфоны, Mercedes, BMW и дорогой горнолыжный курорт

В кафе аквапарка Munsu Wa­ter Park в Пхеньяне гамбургеры продаются за 10 000 северокорейских вон ($75), это в 3-5 раз больше среднемесячной зарплаты рядового рабочего.

Аквапарк был открыт в 2013 г. и стал предметом гордости режима Северной Кореи. На одном из балконов парка отдыхает с друзьями и пьет пиво водитель грузовика. За вход он заплатил 20 000 вон ($150), но, как и многие развлекающиеся у бассейна семьи, не выглядит возмущенным столь высокой ценой (не известно, однако, все ли посетители платили полную цену).

Высокие цены в аквапарке показывают, насколько развитие частного сектора в Северной Корее затронуло почти все сферы жизни. И это лишь один из признаков перемен.

Неформальные рынки получили распространение после тяжелого голода в 1990-е гг. Примерно для двух третей населения они, а не государство, стали основным источником средств к существованию, отмечает Андрей Ланков из Университета Кунмин в Сеуле.

В Пхеньяне появились и смартфоны, хотя розничные цены на них начинаются от $200. При этом местные бренды заменили китайские. Так, соревнования по реслингу многие зрители снимали на смартфоны Arirang. У них сенсорные экраны, они работают на операционной системе Android от Google. Их выпуск в Северной Корее был начат в прошлом году. Правда, технические веб-сайты называют их копией китайских смартфонов и у них нет доступа в интернет.

Другой любимый домашний бренд в Северной Корее - автомобили Pyeonghwa Motors. Только их можно увидеть на коммерческих рекламных щитах в Пхеньяне. Pyeonghwa была основана как СП с южнокорейской Церковью объединения (Unification Church) и собирает автомобили по лицензии китайских компаний. Движение в Пхеньяне по-прежнему очень свободное по сравнению с другими столицами, но за последние несколько лет число автомобилей значительно выросло. Pyeonghwa - самый популярный автомобильный бренд, но часто встречаются и японские автомобили, небольшие модели Volkswagen, подержанные седаны Mercedes и более новые BMW.

Впрочем, экономические проблемы в Северной Корее не исчезают, и для населения жизнь очень тяжела. По данным Всемирной продовольственной программы, в 2013 г. только у 16% домохозяйств был приемлемый уровень питания. Лидер страны Ким Чен Ын пытается создать образ молодого и энергичного руководителя, а не сурового, как его болезненный отец. Поэтому он придает большое значение спорту. Он открыл дорогой горнолыжный курорт на севере страны, также Северную Корею дважды посещал американский баскетболист Деннис Родман.