Россия еще покатается

Мировые автоконцерны по-прежнему верят в перспективы России. Но сейчас их руководителей заботит только одно: сколько продлится кризис в стране и сколь глубоким будет падение рынка
AP

«Продажи в России упали на 20%, и, думаю, это следствие кризиса на Украине, - сообщил президент и гендиректор Volvo Cars Хокан Самуэлссон «Ведомостям». - Это значит, что мы в этом году продадим в России на 2000 машин меньше. С этим мы сможем жить, но вопрос, не начнет ли [падающая] российская экономика оказывать [негативное] влияние на европейскую. Пока я этого не вижу». «Вряд ли приходится ожидать, что в течение ближайших 12 месяцев в России продажи восстановятся, но я надеюсь, что в среднесрочной перспективе они вернутся на нормальный уровень», - ожидает Маркионне.

Вчера открылся Парижский автосалон. В отличие от прошлых лет событие происходит на фоне восстановления рынка в Европе. За восемь месяцев этого года продажи автомобилей увеличились на 6% до 8,63 млн штук, по данным ACEA.

«Мы все еще очень далеки от уровней докризисных продаж, - констатирует президент Renault и Nissan Карлос Гон. - В Европе по сравнению с 2007 г. продажи сейчас на 20-25% ниже. 2015-й должен стать первым годом настоящего роста в Европе». «Я никогда не верил в серьезность нынешнего восстановления европейской экономики - есть проблемы и нужно много реформ, - сказал руководитель Fiat Chrysler Automobiles Серджио Маркионне. - Сегодня мы наблюдаем подъем после сильного снижения; я не уверен, что в 2015 г. продажи будут лучше, чем в 2014 г., но худшее уже позади».

Российский рынок, напротив, падает второй год подряд. Президент Ford of Europe Стивен Оделл ожидает, что продажи в этом году из-за «геополитических проблем и экономической ситуации» снизятся до 2,1-2,3 млн автомобилей (на 17-25% по отношению к прошлому году). «Рост на развивающихся рынках нелинеен, но в нашей стратегии это ничего не меняет. Сегодня Китай и Индия продолжают расти, в России и Бразилии спад, но мы продолжаем в них верить», - спокоен Гон.

Конфликт на Украине не оказывает прямого воздействия на европейский бизнес автопроизводителей, говорят их руководители. Но он провоцирует экономический кризис в России, подрывает доверие бизнеса и потребителей, что ведет к падению продаж на местном рынке.

«Не думаю, что конфликт напрямую влияет на нас, но конфликт спровоцировал рецессию, и это влияет и на российский рынок, и на украинский, - сказал Гон «Ведомостям». - Нас, как крупнейшего автопроизводителя в России и на Украине, это задевает сильнее всего». Впрочем, он добавляет, что альянс продолжит «инвестиции и разработку новых автомобилей».

Говоря о России, руководители автоконцернов крайне осторожны в формулировках: слов «санкции», «конфронтация», «война» от них не услышать, но они очень озабочены ухудшающимися отношениями Запада и России. «Хочется верить, что здравый смысл возобладает, потому что альтернатива ужасна - не только для Европы, но для всех, - и в 2015 г. мы вернемся к нормальным коммерческим отношениям», - говорит Маркионне. «Для нас было бы большим разочарованием наблюдать в будущем усиление тенденции разделения экономик России и Запада, - вторит ему гендиректор Daimler Дитер Цетше. - Я надеюсь, что удастся поправить ситуацию и предотвратить такую возможность». В первом полугодии Mercedes-Benz увеличил продажи в России на 20% и за девять месяцев также в плюсе, несмотря на общий спад. Но прогнозы о будущем Цетше давать отказался: «Рынок полностью завязан на экономику, а экономика - на другие факторы».

Несмотря на проблемы, российский рынок остается больше британского, говорит Оделл. А гендиректор Ford Motor Co. Марк Филдс уверен, что российский рынок станет крупнейшим в Европе. К концу следующего года Ford будет производить 11 моделей на трех заводах в России, сказал Оделл, и к 2018 г. компания собирается достичь 60%-ной локализации (сейчас - в среднем 40%).

Президент PSA Peugeot Citroen Карлос Таварес назвал «Ведомостям» еще одно возможное последствие кризиса на Украине для европейской экономики - снижение покупательской активности: «В Европе есть небольшой рост, нам хотелось бы, чтобы он был стабильным, но ситуация довольная хрупкая, на настроение покупателей может повлиять то, что происходит на Украине».

По словам Тавареса, кризис привел к ослаблению доверия в российской экономике, рубль становится все слабее, автопроизводителям, большинство из которых не полностью локализовали производство, приходится поднимать цены, а это бьет по покупателям. Таким образом, автопроизводители страдают дважды, отмечает он: «Прибыльность падает из-за слабеющего рубля, и, даже если вы увеличиваете долю рынка, ваши продажи снижаются, так как рынок падает, соответственно, у вас меньше возможностей по снижению издержек».

«Мы разработали план по снижению издержек в России, и он работает - наши результаты в 2014 г. будут лучше, чем в 2013 г., хотя мы по-прежнему остаемся убыточными. Ситуация остается сложной, но, надеюсь, это не продлится долго», - добавил Таварес.