Рунет тормозит

Темпы роста экономики рунета замедляются из-за кризиса в стране. Некоторые сегменты наращивают обороты, но обычно в связи с переписыванием ценников
А.Махонин/ Ведомости

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшая школа экономики (ВШЭ) подсчитали, как развивалась экономика российского интернета в 2013 г., и дали прогноз на 2014 г. По их данным, в прошлом году экономика рунета выросла на 31% по сравнению с 2012 г. и составила 1,6% ВВП России. Объем рынка контента и сервисов эксперты оценили в 750 млрд руб., рынка электронных платежей - в 350 млрд руб. Но в 2014 г. рост интернет-рынков немного замедлится - до 30%, говорится в исследовании.

Эксперты исследовали рекламный рынок рунета (медийную и контекстную рекламу, видеорекламу, маркетинг в соцсетях, поисковую оптимизацию), рынок инфраструктуры (софт как услуга, хостинг, домены), электронной коммерции (ритейл, электронные платежи, туризм), рынок электронного контента (игры, видео, музыка, книги, СМИ).

Из всех интернет-рынков в этом году рост выше, чем в прошлом, покажут интернет-торговля, онлайн-трэвел и электронные платежи. Также рост возможен в сегменте цифрового контента, но данных за предыдущий период нет (см. врез).

Рынок интернет-торговли вырастет на 30% по сравнению с 29% в 2013 г. (368 млрд руб.). Рост в сегменте электронных платежей составит 40% по сравнению с 30% в 2013 г. Продажи туруслуг через интернет вырастут в 2014 г. на 45% по сравнению с 27% годом ранее (195 млрд руб.).

Однако интернет-торговля, туризм и платежи вырастут в 2014 г. в основном за счет повышения цен из-за изменения курса валют на фоне экономического кризиса, сообщил вчера аналитик РАЭК Карен Казарян. Цены растут из-за девальвации рубля на фоне развивающегося в России экономического кризиса. По данным Bloomberg, с начала 2014 г. курс доллара вырос на 20,8%, евро - на 30,3%.

В сегменте трэвел рост рынка произойдет частично из-за роста цен на авиабилеты, но также и за счет появления новых покупателей, увеличения доверия к покупкам онлайн и увеличения спроса на внутренние перелеты, говорит гендиректор Ozon.travel Дмитрий Яковлев. Рост в электронной торговле обусловлен ростом курса валют, увеличением количества покупателей, особенно в регионах, более частых покупок в сети, добавляет представитель интернет-магазина Ozon.

Остальные рынки по итогам 2014 г. замедлят темпы роста, сказано в исследовании РАЭК и ВШЭ. «Рунет развивался в 2013 г. по инновационному сценарию, однако в 2014 г. эксперты ожидают серьезного замедления нескольких рынков, в первую очередь рекламного, а также снижения покупательной активности пользователей», - говорится в сообщении РАЭК. Авторы исследования по итогам года прогнозируют, что рынок контекстной рекламы вырастет на 28%, тогда как в 2013 г. он увеличился на 52% до 57 млрд руб. Продажи медийной рекламы в 2013 г. выросли на 20% до 23 млрд руб., прогноз на 2014 г. - 7%.