Точка зрения: Забрать власть


С 1 января 2015 г. ряд полномочий органов местного самоуправления может перейти к органам власти субъектов Федерации. Такие поправки внесены в законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Не все субъекты соблазнились расширить зону влияния. Например, в Забайкальском крае перераспределение полномочий прошло осторожно и затронуло только сферу электроснабжения населения. Зато в Московской области муниципалитеты больше не будут отвечать за вопросы, касающиеся землепользования и градостроительной деятельности. То есть за разработку генпланов, проведение аукционов на право застройки территорий, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию и т. д.

Если предположить, что муниципальные образования были перегружены полномочиями, то почему нет никаких сомнений в том, что региональные власти справятся с возросшей нагрузкой на них? Неужели за полгода (такой срок по закону отведен на перераспределение полномочий) можно узнать специфику разноплановых территорий, определить и выявить потребности жителей, принять правильные генпланы, закончить многоэтажное строительство, ввести в действие необходимую инфраструктуру, благоустроить территории и т. д.? На наш взгляд, процесс передачи полномочий субъектам не продуман детально, не подкреплен соответствующими нормативными актами. По передаваемым полномочиям в регионах будут созданы профильные отделы, осуществляющие деятельность совместно с муниципальными образованиями. В связи с этим напрашивается ряд вопросов: чем государственные отделы лучше органов местного самоуправления, каким образом будет осуществляться совместная работа регионов и муниципалов? Мы полагаем, что власть на местах станет сначала «почтовым ящиком» по передаче писем и жалоб, а затем необходимость в «совместной работе» и вовсе отпадет.

Плюсы нововведения понятны - многие муниципальные образования являются дотационными, не справляются с обязанностями, и в этом случае региональная власть реально может помочь. Но и минусы налицо - перераспределение полномочий может усилить неразбериху. Ведь нигде четко не обозначено, какие полномочия надо забирать, а какие оставить, как нет и гарантий того, что вновь пришедшие во власть лица через пять лет не съедят абсолютно все полномочия во всех муниципальных образованиях.