Основные события: Международные картели под ударом

Ключевым направлением деятельности ФАС в 2014 г. оставалось расследование картелей, в том числе с участием иностранных компаний. ФАС работает в этом направлении в тесной связке с правоохранительными органами и готова к сотрудничеству с иностранными конкурентными ведомствами. И хотя в России отсутствует необходимая нормативная база, в практике ФАС появилось несколько дел, которые претендуют на звание прецедентных.

Одно из них - расследование поставок пангасиуса из Вьетнама. В этом деле ФАС впервые дала оценку действиям организации, которая фактически осуществляла функции иностранного госоргана, - Управленческого комитета Вьетнама по экспорту пангасиуса, который контролировал цены и объем поставок пангасиуса на российский рынок. После обращения ФАС в госорганы Вьетнама этот комитет был ликвидирован. Суд первой инстанции подтвердил законность решения ФАС.

Еще одно дело было связано с госзакупками медицинской техники. В этом деле ФАС впервые возбудила дело о сговоре на торгах и признала иностранную компанию нарушителем российского антимонопольного законодательства. Но впоследствии суд первой инстанции не признал законность этого решения.

Впервые норму об экстерриториальности при расследовании антиконкурентных соглашений ФАС применила в деле операторов сотовой связи Узбекистана, общие действия которых были направлены на устранение с рынка Узбекистана «дочки» крупного российского сотового оператора. ФАС усмотрела негативные последствия для российского рынка в значительных финансовых потерях российской телекоммуникационной компании. В этом деле выявилась парадоксальная ситуация - отсутствие правовых механизмов привлечения к административной ответственности иностранных компаний, но при этом возможность привлечения к уголовной ответственности должностных лиц этих компаний. Решить эту проблему могло бы подписание Россией двусторонних соглашений с разными странами о правовой помощи по антимонопольным и административным делам. Этот шаг уже предусмотрен Стратегией развития конкуренции и антимонопольного регулирования на 2013-2024 гг.

При расследовании картелей с участием иностранных компаний возникают и другие проблемы. Прежде всего, это отсутствие международного акта, регулирующего совместные проверки ФАС с иностранными конкурентными ведомствами, а также позволяющего обмениваться с ними конфиденциальной информацией. Без таких международных соглашений проведение эффективных расследований с участием иностранных компаний весьма затруднительно. Не разработан порядок оформления и вручения процессуальных документов иностранным ответчикам при рассмотрении антимонопольных и вытекающих из них административных дел. Наконец, отсутствие правовых механизмов признания и исполнения судебных решений по антимонопольным и административным делам на территории других стран. Для решения этих проблем России необходимо подписать международный акт по расследованию нарушений антимонопольного законодательства, который бы определил принципы и механизмы взаимодействия ФАС с иностранными конкурентными ведомствами, в том числе возможность обмена конфиденциальной информацией на всех этапах расследования, объем правовой помощи, требования к оформлению документов при оказании правовой помощи, порядок оформления поручений о производстве отдельных процессуальных действий, порядок признания и исполнения вступивших в законную силу судебных решений по антимонопольным и вытекающим из них административным делам на территории других стран. Более того, подписание одного лишь международного акта (соглашения, договора, конвенции) не решит всех перечисленных проблем. Очевидно, что для их решения потребуется внесение дополнений и изменений в российское законодательство, предусматривающих механизмы реализации положений международного акта, которые зачастую носят рамочный и декларативный характер.